Среди эффективных социальных инструментов политологи и психологи выделяют общественные пространства. Например, зелёные зоны из обычных мест отдыха горожан превратились в базовый элемент культурной идеологии. Парковое благоустройство предполагает формирование комфортной среды, атмосферы праздника или свободы выбора, чтобы люди чувствовали заботу администрации города.
Архитектурная компания Mirror Group активно участвует в работах по благоустройству парков в Москве и Московской области. В этой статье мы расскажем об основных принципах и приёмах реорганизации территорий.
В условиях плотной застройки в городах важно сберечь природные территории, не дать им исчезнуть. Например, парк Пехорка в Балашихе занимает площадь 21.8 га. Когда наша команда приступила к разработке проекта благоустройства парка, мы решили сохранить лесной массив с живописным рельефом.
При этом необходимо эффективно задействовать всю площадь, чтобы посетители могли найти интересное занятие. В данном случае до реорганизации пространства на территории всегда было безлюдно, поскольку кроме немногочисленных тропинок ничего не было. Мы сделали несколько маршрутов для размеренных пеших прогулок, скандинавской ходьбы, лыжную трассу, велодорожку.
Если есть водоём, его тоже необходимо задействовать в рамках садово-паркового благоустройства. Это позволяет увеличить полезную площадь, повысить функциональную нагрузку. Так в Балашихе появилась пляжная зона, лодочная станция, рыбацкие мостики.
Оптимальное решение для благоустройства парковых комплексов – выделить несколько функциональных зон для различных групп посетителей, расположив их в различных частях природного комплекса. Чем больше площадь, тем больше интересов удаётся охватить.
• Большая зона детского отдыха для ребят разных возрастов от дошкольников до подростков.
• Спортивно-оздоровительные площадки с разнообразным функциональным оснащением, в том числе скейтпарк для молодежи.
• Территория спокойного отдыха для чтения, релакса, созерцания.
• Зона барбекю для встреч в кругу семьи или друзей.
• Площадка для массовых мероприятий, в том числе городских праздников.
• Площадка для выгула собак.
• Зона отдыха у воды с лежаками, гамаками.
• Павильоны мастер-классов для повышения активности населения, культурного воспитания.
• Киоски и кафе, чтобы во время длительных прогулок люди не испытывали чувство голода.
В основе проектирования лежит социологическое изыскание, которое формирует предоставление о потребностях, ожиданиях местных жителей. Перед комплексным благоустройством парков необходимо проводить опросы местных жителей, исследования.
После завершения работ люди должны видеть разницу между прошлым и новым обликом местности. Когда сильно выражены функциональные и визуальные изменения, горожане понимают, что ведётся грандиозная работа по формированию современной среды. И именно они становятся центром внимания администрации города.
Люди приходят в парк, чтобы получить удовольствие. Поэтому очень важна визуальная составляющая. Именно эстетика, окружающая красота наполняет человека энергией, дарит положительные эмоции, которые способствуют повышению индекса городского счастья.
На время благоустройства или озеленения парк становится творческой площадкой для экспериментов. С помощью малых архитектурных форм можно продвигать любую идеологию. Это может быть культурные особенности региона, сплочение населения, формирование семейных ценностей, популяризация спорта или индивидуального продвижения.
В Балашихе благоустройство территории парка за счёт эффектного дизайна позволило сформировать положительный имидж города. Наиболее запоминающимся элементом стала заглавная буква «П» - первая в названии парка и реки, на которой стоит города. Она интересно обыграна на входной группе и сцене.
В результате безлюдная территория превратилась в популярное общественное пространство. А его уникальный современный образ стал бредом города, который привлекает новых жителей, предпринимателей, инвесторов.