В 2019 г. запущен федеральный проект благоустройства «Формирование комфортной городской среды». Он нацелен на увеличение индекса счастья минимум на 30% к 2024 г. А к 2030 г. качество городской среды в должно повыситься 1.5 раза.
В середине XX века благосостояние населения измеряли размером ВВП (валового внутреннего продукта). Однако удовлетворение жизнью современного общества невозможно измерить объёмом производимой продукции коммерсантов. Поэтому ввели альтернативу устаревшему показателю, назвав его индексом городского счастья. Он отражает, насколько действительно люди довольный жизнью, работой местной администрации.
На сайте комплекса городского хозяйства Москвы представлены 14 категорий счастливой жизни. Результаты сформированы путём голосования граждан.
▹ 10.06% назвали самым важным благоустройство улиц, площадей, скверов.
▹ 7.93% считают главным показателям удовлетворённости высокое качество дорог.
▹ 7.49% проголосовали за чистый воздух.
▹ 7.26% хотят видеть свой город чистым, ухоженным.
▹ 7.16% отметили безопасность в качестве основного фактора комфортной среды в рамках проекта благоустройства.
Также для людей важно освещение улиц и дворов, озеленение, праздничное оформление города. Горожане хотят жить в комфортном тёплом доме с опрятным подъездом, ухоженной придомовой территорией.
Большая часть городских территорий отдана под строительство. При этом важно сохранить зелёный фонд, а также объекты, имеющие экологическую, историческую, культурную ценность.
Общественные территории необходимо преобразовать в рекреационных целях. У населения должны появиться места, где они смогут отдыхать, восполнять силы, искать вдохновение.
Градостроительный аудит позволяет определить локации для реализации федерального проекта благоустройство городской среды. На пустующих площадях, бывших промзонах, набережных можно организовать комфортные зоны отдыха для всех возрастных групп.
Незадействованные площади находятся даже в условиях плотной застройки. Иногда это всего несколько квадратных метров. Но после установки уличной мебели, арт-объектов, освещения, они становятся популярным местом для прогулок. Территории усадьб, старинных мануфактур, акведуков реально превратить в туристический центр, творческий кластер или деловой квартал.
Национальный проект благоустройства и создания комфортной городской среды имеет конкурсную основу. Предложения оценивают по нескольким параметрам.
▹ Влияние на социально-экономическое развитие.
▹ Заинтересованность населения.
▹ Ориентация на исторические объекты.
Кураторы Общественной палаты выберут 80 предложений, которые способствуют сохранению культуры России. К окончанию программы станут привлекательными и комфортными для населения минимум 60% муниципалитетов, в которых проживает от 1000 человек.
Общественные пространства в рамках программы преображаются каждый год. Реорганизация пространства затрагивает дворы, парки, набережные, центральные улицы, площади. Городские объекты приобретают эстетичный облик, становятся более популярными.
По статистике посещаемость парков после реорганизации повышается в среднем на 35%, а кассовая выручка – на 60%. Люди чаще выходят из дома, активно проводят время. Они получают удовольствие от прогулок. Позитивные эмоции улучшают социальное настроение.
В результате повышается уровень доверия к местной администрации, воспитывается социально активное население. К 2024 году планируется довести число людей, принимающих участие в жизни города до 30 %.