150 000 человек в день достигает пешеходный трафик при грамотном проектировании и благоустройстве торговых центров. Они становятся популярными местами досуга всех групп населения. Семьи с детьми, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста – все они готовы приезжать несколько раз в месяц и проводить на территории целый день, принося предпринимателям солидную прибыль. А чем больше доход арендаторов, тем выше стоимость аренды помещений.
В России на тысячу жителей приходится 266 кв. м. торговых площадей. В Москве концентрация ТЦ составляет 366 кв. м на тысячу человек. В условиях жёсткой конкуренции приходится бороться за каждого посетителя, создавать для них комфортные условия.
Ориентироваться нужно на широкий спектр потребностей населения. Поэтому проектирование торгово-развлекательных центров предполагает разделение на несколько функциональных зон для покупок, отдыха, развлечений.
Человек может зайти за продуктами, заодно купит бытовую технику в том же здании. Подружки придут за новой одеждой, а позже пообедают в ресторанном дворике. Родители приведут ребёнка в кино, а потом посетят аттракционы, игровые автоматы. Люди проводят на территории больше времени, когда перед ними открывается масса возможностей.
Благоустройство территории торгового центра начинается с парковки. Неудобная маленькая стоянка снижает посещаемость. При отсутствии свободных мест потенциальный посетитель может отправиться к конкурентам. Поэтому желательно поставить шлагбаум, счётчик свободных мест. Дополнительно нужно продумать систему движения внутри паркинга, обеспечить удобный въезд, выезд. Ориентироваться поможет уличная навигация.
Наличие информационных стел с несколькими боковыми поверхностями повышает посещаемость объекта. При проектировании бизнес-центров, когда на одной территории располагаются несколько зданий, размещают навигационные пилоны.
Входная группа должна обеспечить максимальную пропускную способность, чтобы несколько человек могли одновременно заходить и выходить из здания. На основании конвенции ООН о защите прав инвалидов необходимо обеспечить свадебный доступ лицам с ограниченными возможностями.
Стимулируют желание зайти стеклянные стены, открывающие внутреннее пространство, и ковровая дорожка, способствующая сохранению чистоты пола.
Чтобы посетителям с разными интересами и целями было комфортно, пешеходные потоки разделяют, магазины с разной направленностью размещают на расстоянии друг от друга, в противоположных частях здания.
Маршрутная сеть разрабатывается так, чтобы посетители по пути к цели увидели максимум торговых точек. Продуманное расположение магазинов препятствует образованию «мёртвых зон», куда сложно привлечь предпринимателей. Планировочные решения ненавязчиво направляют клиента в заданном направлении. Это может быть единственный проход, коридор змейкой. Торговые островки, площадки с кафетериями создают уют, не допуская формирование длинных туннелей.
Якорные арендаторы, такие как супермаркеты, магазины бытовой техники, должны располагаться на разных этажах. Путь к ним желательно проложить через традиционные торговые площади. Кинотеатры и зона развлечений приносят собственникам ТРЦ 10-15% от общей выручки, занимая при этом около 30% площади. Их целесообразно разместить на последнем этаже, тем более только наверху возможно выполнение технических требований для данных объектов.
При проектировании офисного центра первые этажи стоит отдать под торговые площади, рестораны, банки. Они привлекают широкую аудиторию, делая здание востребованным для различных групп арендаторов, в том числе в b2c сегменте.
Платежеспособную аудиторию привлекают известные бренды. А международные компании требовательны к оформлению интерьера. Они обращают внимание даже на качество отделочных материалов. Необходимо обеспечить достаточное освещение, гармоничное расположение основных зон, эстетический облик ТЦ.
При благоустройстве территории торгового центра важно придерживаться идеи дружелюбного дизайна, которая основана на зрительном восприятии, приятной комбинации цветовых решений. Например, жёлтый цвет внушает оптимизм, ясность, тепло. Оранжевый символизирует веселье, уверенность. Красный ассоциируется с активностью, смелостью.
Оформление всех функциональных зон объединяют единой концепцией. Связующими элементами становится декор. Свисающие с потолка разноцветные шары, сердечки, кашпо создают уютную обстановку, визуально увеличивают пространство, привлекают внимание к верхним этажам. Арт-объекты помогают расставить акценты, служат ориентиром.
Концепция разрабатывается на основании предпочтений целевых групп. Для семейных локаций свойственны интерактивные фигуры, уютные фотозоны. Для молодежной и fashion аудитории актуальны элегантные, креативные элементы, созданные с применением современных технологий, трендов.
Цель декораций и всего дизайн-проекта в целом – вызывать восторг, эстетическое удовольствие и желание вернуться.