Единый архитектурно-художественный образ улиц эстетически обогащает среду жизнедеятельности людей. Когда все функциональные зоны и элементы инфраструктуры связаны между собой, формируется благоприятный физический и эмоциональный климат. Также появляются предпосылки для создания позитивного имиджа города, его узнаваемого бренда.
Реорганизацию городского пространства целесообразно начинать с центральных улиц, которые посещают максимальное число местных жителей, гостей города. Архитектурная компания Mirror Group делится своим опытом комплексного благоустройства территории на примере города Каширы в Московской области.
Проект должен охватывать функциональные зоны с наиболее высоким пешеходным трафиком. При благоустройстве Каширы это три центральные улицы, историческое пространство возле водонапорной башни, городская площадь и три сквера. Здесь расположены уникальные памятники архитектуры. Например, городское училище в стиле модерн с элементами романского стиля 1910-ого года постройки, корпус начальной школы и городской думы, возведённые в XIX веке, несколько старинных церквей и т.д.
В других городах необходимо ориентироваться на основные достопримечательности местности, смотровые площадки, места сбора молодёжи – то есть главные общественные пространства, популярные среди местных жителей, туристов.
Причём не всегда это только пешеходные зоны, на которые ограничен въезд автомобилей. Для полноценного функционирования города, важно учитывать и транспортную доступность локаций, обеспечив удобное разделение трафика.
Для реорганизации городского пространства не всегда требуется кардинальная перестройка. Чтобы подчеркнуть уникальность места и разработать принципиально новое архитектурно-планировочное решения в рамках благоустройства улиц Каширы провели 9 мероприятий.
1. Создали непрерывную пешеходную инфраструктуру. Для этого сделали бордюрные пандусы, расширили пешеходную зону.
2. Оптимизировали ширину полос и радиус поворотов на проезжей части, повысив уровень безопасности дорожного движения.
3. Выделили место для параллельных парковок, карманов для уборки снега зимой. Тем самым обеспечили транспортную доступность к объектам центральной части населённого пункта.
4. Оформили общественные пространства, создав места притяжения населения.
5. Разработали единый стиль малых архитектурных форм, элементов ограждения и мощения для формирования привлекательного визуального образа.
6. Создали простую, удобную навигацию для ориентирования в городском пространстве.
7. Провели озеленение в Кашире, в том числе посадили деревья, кустарники, организовали газоны.
8. Перенесли кабели под землю, очистив пространство от визуального шума.
9. Организовали уличное освещение, в том числе декоративную подсветку.
Данный список задач актуален для озеленения любого города и благоустройства территории отдельных районов. Однако концепция разрабатывается индивидуально для каждого проекта, с учётом истории местности, потребностей населения, существующих неудобств местных жителей или туристов.
Возле достопримечательностей всегда наблюдается повышенный пешеходный трафик. Особенно в выходные дни, когда в город приезжают туристы, а местные жители выходят на прогулки по центру. В результате образуются хаотичные парковки, повышается риск дорожно-транспортных происшествий.
Поэтому при реорганизации пространства в центре города важно обеспечить свободный доступ к местам притяжения. В том числе путём оптимизации длины пешеходных переходов, благоустройства прилегающих территорий возле зданий или сооружений, упорядочивания парковочных мест.
Второй проблемой во многих городах Подмосковья считается отсутствие уличной мебели в центральных локациях. В результате площадки не используются по целевому назначению, выполняют в основном транзитную функцию.
При разработке своих проектов мы стараемся увеличить количество мест для комфортного отдыха. Например, в рамках благоустройства сквера в Кашире расставили современные малые архитектурные формы с оригинальным дизайном, среди которых скамьи с цветниками, деревянные настилы, модульные тумбы, другие решения.
После реализации проекта город преобразился. А исторические объекты стали ещё более привлекательными и доступными, что стало ключевым фактором для развития внутреннего туризма.