Главная функция площади у вокзала – удобное распределение пешеходного и пассажирского и транспортного потоков. С развитием города нагрузка на неё повышается. Ведь при основании населённого пункта людей на станции было в десятки раз меньше, а личными автомобилями владели единицы.
Поэтому со временем необходимо благоустройство привокзальной площади с учетом современных потребностей местных жителей, гостей города. Специалисты архитектурной компании Mirror Group рассказали об особенностях подобных проектов на примере города Серпухова в Московской области.
Вокзал построили в послевоенные годы по стандартному проекту. Рядом по традиции располагалась небольшая привокзальная площадь Серпухова с автобусной станцией, окружённая стандартными зданиями.
Однако такое решение оказалось неудобным для довольно крупного подмосковного города. От вокзала брали своё начало многочисленные транспортные маршруты. Поэтому с ростом населения передвигаться по территории стало сложнее. Людям буквально приходилось протискиваться сквозь толпу, чтобы сесть на свой автобус. При этом пассажиры были вынуждены ждать транспорт под открытым небом, иногда под палящим солнцем или дождём, так как навесы не были предусмотрены.
В 2013 году провели реконструкцию и озеленение привокзальной площади. Остановки превратили в вытянутые островки под навесами, посадили цветы, разработали систему туристической навигации. Но появились другие проблемы.
• Остановки общественного транспорта выглядели не эстетично из-за громоздких конструкций.
• Найти нужную остановку оказалось трудно даже с учётом пешеходной навигации.
• Зелёная зона расположена неудачно, поэтому не выполняла полностью свои функции.
• У людей по-прежнему не было места, где они могли с комфортом подождать транспорт. Они были вынуждены находиться в окружении автобусов и дышать выхлопными газами.
Кроме того, в 2018 году в районе привокзальной площади построили крупный торговый центр. Соответственно, трафик сильно увеличился, а проблемы стали ощущаться острее.
В 2018 году территорию снова решили реконструировать. На этот раз проект реорганизации пространства привокзальной площади заказали у Mirror Group. Мы решили выделить 3 основные функциональные зоны, чтобы обеспечить максимальный комфорт граждан.
В северной части появилась многофункциональная территория для активной городской жизни. Ландшафтные группы, фонтан и деревья создают уют и формируют привлекательный облик участка. Габаритные навесы заменили аккуратными павильонами с двух сторон автодороги.
Южную часть превратили в зелёное пространство, которое назвали «Сад Времени». Его функция – формирование климатического комфорта и всесезонной декоративности.
Дополнительное место выделили под парковку привокзальной площади. Она обеспечила транспортную доступность, поскольку многие горожане приезжают к электричке на собственном автомобиле или такси. Такое решение позволило разгрузить транспортный поток, повысить уровень безопасности.
Все три функциональные зоны объединены общей пешеходной осью, которая направляет движение к выходу на железнодорожные платформы.
Именно территория возле железнодорожной станции формирует первое предоставление о городе, поэтому необходима визуальная составляющая проекта.
Главной достопримечательностью территории стал памятник Дмитрию Донскому и его брату Владимиру Храброму, основателю города. Он рассказывает о важном историческом эпизоде – победе в Куликовской битве. Этот бой стал решающим в судьбе всей России. К скульптуре примыкает красивый, светящийся в тёмное время суток фонтан.
Центральную часть площади нужно было оставить пустой, свободной для передвижения. Поэтому малые архитектурные формы расположены по периметру. Это стильные фонарные столбы, расставленные в строгом порядке приствольные клумбы, дополняющие композицию зелёные газоны. Важным функциональным элементом пространства привокзальной площади стали длинные скамейки со спинками напротив автобусных остановок.
Таким образом, проект демонстрирует заботу о жителях и гостях городах, отвечает актуальным трендам организации общественной территории. Это отличный пример современного решения для городской агломерации с населением свыше 260 тысяч человек.