Новый тренд организации уличного пространства приходит к нам с Запада. В США ещё в 2010 году появился первый парклет в мегаполисе, располагался он в Сан-Франциско. Он стал предметом исследования по улучшению городской инфраструктуры. Оказалось, оригинальные зоны отдыха оживляют территорию, повышают посещаемость заведений, а вместе с ней их прибыль и налоги.
Опыт по дизайну улиц переняли в Бразилии. Сначала парклеты с МАФ устанавливали только во время проведения мероприятий. Они стали настолько востребованными, что даже появился закон об их постоянном функционировании. Теперь уютные островки появляются в городах повсеместно.
В Москве первый парклет установили только в 2021 году. Теперь архитектурная компания Mirror Group интегрирует данные решения в проекты по благоустройству общественного пространства в столице, Московской области, регионах.
Так называют небольшую общественную зону, расположенную на парковочной полосе. По сути, это платформа с уличной мебелью, цветниками, столиками, уличным декором. Она находится на одном уровне с тротуаром и обычно устанавливается напротив кафе, баров, ресторанов. Вместо двух автомобилей здесь легко помещаются 8-10 человек.
Хотя она относится к заведениям по аналогии с летними верандами, официально считается общественной территорией. Так что делать заказ посетители не обязаны, а прогнать их не имеют права. Здесь люди могут отдохнуть во время прогулок, выпить кофе на свежем воздухе, не занимая при этом место для передвижения пешеходов. При этом эти зоны отдыха временные. Они функционируют только летом, осенью их убирают до наступления тёплой погоды, чтобы они не мешали снегоуборочной технике.
Единственное неудобство парклетов для городских пространств в том, что они занимают парковочные места. Однако по данным ЦОДД на столичных улицах в летние месяцы приблизительно на 300 тысяч автомобилей меньше, чем зимой. Поэтому захват парковки практически не заметен и не влияет на транспортную обстановку.
Парклеты в мегаполисе решают минимум 4 проблемы организации пространства.
1. Обеспечивают дополнительно место для пешеходов. Это особенно важно для узких тротуаров центральных улиц, где расположено много объектов торговли и сервисы. Вместо того, чтобы толпиться у входа, люди могут отойти в сторону и с комфортом отдохнуть, подождать друзей или родственников, пообщаться.
2. Повышение эстетической привлекательности города. Функцию МАФ парклеты выполняют, поскольку обладают оригинальным дизайном. Они служат одновременно скамейкой, фотозоной, арт-объектом. Безусловно, оно должны вписываться в дизайн-код населённого пункта, но всё равно могут отражать свою индивидуальность. В приоритете декорирование скамейками или подиумами, световыми шарами, подсветкой, перголами, кашпо, даже качелями.
3. Увеличивают территорию озеленения города. На тротуаре цветники и газон размещать нецелесообразно. А в зонах отдыха зеленые растения приветствуются. На них реально разместить вазоны, карликовые деревья, траву. В результате они превращаются в уютный оазис посреди асфальта и бетона.
4. Предотвращают заезд автомобилей на тротуар. В Москве в подобной ситуации транспорт нарушителей быстро увезет эвакуатор, но в регионах с хаотичной парковкой всё ещё борются не так активно.
Поскольку фактически парклеты занимают проезжую часть, не рекомендуется ставить их на широких улицах, по которым автомобили передвигаются с высокой скоростью. Такое размещение опасно, может спровоцировать ДТП.
Решение больше подходит для центральных улиц, где действует ограничение скорости, а у машин нет возможности разогнаться. Актуальны мобильные зоны отдыха для декорирования площадей, а также других общественных территорий, где не хватает места для отдыха.
Временные конструкции дешевле капитального строительства, поэтому заказывать их выгоднее, чем традиционное благоустройство. Кроме того, всегда можно передвинуть платформу в соответствии с потребностями населения и бизнеса.