Территории возле рек или озёр в Московской области по большей части не задействованы, хотя обладают огромным потенциалом. Они способны стимулировать экономику за счёт привлечения туристов, поэтому наиболее перспективный способ благоустройства набережной города – создание тематической зоны для прогулок и отдыха.
Как правило, набережные Московской области удалены от жилой застройки. Это снижает уровень использования, оценки этих территорий, что выражается в отсутствии единой инфраструктуры. В результате отдых у воды популярен только в тёплое время года, зимой у реки практически никто не гуляет. Даже если возникают отдельные очаги активности, они не связаны общим маршрутом, поэтому передвигаться вдоль берега неудобно. А отсутствие парковки поблизости становятся аргументом против посещения локации.
В Ближайшем Подмосковье реки перестали выполнять даже свою основную функцию – купаться в них опасно, крупной рыбы в шумных районах практически нет, пейзаж не представляет ценности для созерцания. Дальше от Москвы ещё сохранились пляжи, а на берегу или на льду часто можно увидеть рыбаков.
Задача архитекторов в рамках благоустройства парков и скверов, набережных – повысить функциональность территории, а также обеспечить комфортные условия для прогулок различных групп населения.
Более того, оригинальные идеи реорганизации общественного пространства позволят превратить обычный водоём в туристический объект и любимое место отдыха местных жителей.
Чтобы заинтересовать людей, важно придать локации уникальность. Идеи можно искать в окружающих объектах, особенностях местности, традициях.
1. Оцениваем состояние локации, природные особенности и рекреационные возможности. Это позволит определить, какие элементы должны быть включены в вашу концепцию благоустройства набережной. Возможно, это скамейки, видовые площадки, игровые комплексы, пирс и т.д.
2. Изучаем, как люди используют это пространство и какие виды деятельности могут им понравиться. Если местные жители привыкли ловить здесь рыбу, стоит оборудовать пирс для тихого отдыха. Если река связывает 2 района, нужно проложить пешеходные, велосипедные дорожки.
3. Разрабатываем план, отвечающий краткосрочным и долгосрочным целям. Для привлечения инвесторов, предпринимателей необходимо выделить место для коммерческих объектов, в том числе торговых точек, пунктов проката спортивного инвентаря.
4. Выбираем тему, которая объединит будущую инфраструктуру. Это может быть историческая личность, важное событие, достижения города или градообразующего предприятия.
Специалисты архитектурной компании Mirror Group рекомендуют проводить предпроектные исследования для выявления потребностей населения. В рамках аудита желательно обращаться к архивам, общаться с историками, опрашивать прохожих.
Активный образ жизни сейчас в тренде, однако качественных площадок для спорта катастрофически не хватает. Современные оборудованные локации будут привлекать молодёжь из соседних городов, а возможность проведения соревнований расширит охват. Например, популярен сапсёрфинг, бег, лыжероллерный спорт.
Экотропы привлекают внимание любителей путешествий, экоактивистов, семей с детьми. Сделать маршруты более увлекательными помогут информационные таблички и щиты, арт-объекты, квесты на свежем воздухе.
Оригинальным решением станет создание музея под открытым небом. Такой проект разработали в городе Зарайск. Он предлагает уникальный, увлекательный взгляд на историю и культуру России, среди экспонатов древние артефакты, предметы современного искусства. По соседству со стоянкой древних людей появились смотровые площадки, интерактивные арт-объекты, прогулочные зоны, спортивные площадки. Обеспечен доступ к воде с уединёнными и многоместными пирсами, детский пляж.
Информационно-познавательная среда в сочетании с прекрасным пейзажем и функциональной насыщенностью делает локации интересными, востребованными. Практика показывает, что после благоустройства набережных территорий приток туристов в город заметно увеличивается, что способствует его экономическому развитию.