Чем выше плотность населения, тем выше уровень информационного шума. Это проблема объединяет практически все населённые пункты Московской области. Поэтому администрация привлекает архитектурные компании для разработки дизайн-кодов городов. Их задача – очистить общественное пространство от визуального мусора, создать комфортные условия для людей, облагородить территории.
Так называют формирование общественного пространства на уровне первых этажей. Понятие охватывает оформление вывесок, других рекламно-информационных конструкций, фасадов зданий в целом.
Если не контролировать оформление фасадов зданий или входных групп, они быстро превратятся в доски объявлений. Так было в 90-ых и 2000-ых годах, даже вплоть до 2014 года, когда начали приводить в порядок центральные улицы.
Но в некоторых местах проблема сохраняется до сих пор. В таких случаях проводят комплексное благоустройство и вводят правила содержания коммерческих объектов, жилых домов.
Он представляет собой документ, в котором прописаны концептуальные правила размещения рекламно-информационных конструкций, других архитектурных элементов. По сути, это пример оформления лицевой стороны зданий. Например, при создании вывесок необходимо придерживаться единого формата, то есть указаны допустимые размеры, цветовая гамма, шрифт.
Обсуждается отделка зданий, строений. Чаще всего в историческом центре важно сохранить облик конкретного периода, поэтому под запретом проекты в современном стиле с элементами хай-тека или других смелых направлений.
При благоустройстве зон отдыха дополнительно составляют дизайн код парков, набережных. Например, в оформлении малых архитектурных форм в парке «Питомник» в Серпухове прослеживаются идентичные узоры, расцветки.
В облике детских площадок, парковой мебели, арт-объектов тоже должна прослеживаться общая концепция. В каждой функциональной зоне устанавливают одинаковые навигационные, информационные таблички. То есть территория выглядит целостной, гармоничной.
Архитектурная компания Mirror Group составила список рекомендаций для оформления общественного пространства.
1. Очистить фасады от лишних вывесок, рекламных объявлений. Для остальных согласовать параметры. В идеале вывески должны быть одного размера и располагаться строго в ряд.
2. Регламентировать дизайн скамеек.
3. Установить высоту урн. Чем объёмнее и привлекательнее они будут, тем проще сохранить порядок.
4. Убрать лишние заборы, ограждения. Желательно следовать принципу свободного пространства, прибегая к техникам зонирования для обеспечения безопасности.
5. Проработать навигационную систему. Если нормы для автомобилей действуют на территории всей страны, то таблички для пешеходов всё ещё делают в разнобой.
6. Выбрать архитектурные формы в едином стиле.
7. Рассчитать параметры карнизов, окон, крыш, отделки. Например, нельзя покрасить стену в красный и поставить круглые рамы, если все остальные дома имеют традиционные черты.
Важно проводить работы по созданию дизайн-кода города и по благоустройству одновременно, поэтапно. Тогда получится избежать распространённой проблемы, когда детали не сочетаются между собой.
Можно сказать про дизайн-код города, что это функциональное искусство. Чтобы он решил проблемы населённого пункта, следует предварительно провести исследование. Нужно выявить особенности территории, чтобы выразить их в проектах. Необходимо учитывать существующие сложности, делая пространство более удобным.
Каждый населённый пункт уникален, у него своя неповторимая история. Поэтому использовать чужой проект не стоит, но можно его адаптировать под свои условия.
Кроме того, правила должны быть закреплены официально. Если оставить их только в качестве рекомендаций, собственники зданий могут проигнорировать их. Поэтому со стороны администрации города должна быть достаточная мотивация для изменения территорий.
Новые требования уже работают во многих населённых пунктах и хорошо себя показали. Так что есть смысл перенимать положительный опыт.