Реорганизация пространства вызывает у населения разные эмоции. Некоторые парки, площади, скверы, дворы превращаются в оазисы в центре города. Сюда приезжают люди из отдалённых районов, соседних населённых пунктов. А другие общественные территории даже после благоустройства кажутся безлюдными, пустынными. Почему?
Разница в подходе к разработке проекта благоустройства территории. Посещаемость повышается, когда учтены потребности, ожидания населения. А если работы выполнены «для галочки» без заботы о комфорте населения, люди усилия не оценят.
Дизайн-проект благоустройство территории может выглядеть привлекательно в рамках презентации, но на практике окажется неудачным.
Например, вокруг пруда есть газон, но нет лежаков или скамеек. Посетителям придётся приносить с собой покрывала, чтобы не сидеть на траве, это неудобно. Когда воркаут-тренажёры расположены рядом с детскими площадками, дети используют их в качестве игрового оборудования, встают на сидения ногами. Спортсменам на грязные поверхности облокачиваться или садиться не хочется. Скамейки часто ставят вдоль пешеходных или велодорожек. Однако, если их развернуть на 180 градусов, откроется великолепный пейзаж, отдыхать станет приятнее.
Когда строители не продумывают дренажную систему, дорожки затапливает водой, появляется грязь, покрытие разрушается. Часто в рекреационных зонах не хватает зелени, приходится смотреть вместо деревьев на фонари, прохожих, детские площадки.
Комфорт складывается из деталей. Поэтому недостаточно расставить элементы благоустройства «для галочки». Необходимо задуматься, как они будут использоваться.
Для разработки проектов благоустройства и озеленения можно ориентироваться на опыт других городов. Но лучше проводить собственные исследования для конкретной локации с погружением в специфику района для правильного позиционирования объекта. Эффективным методом считается опрос нескольких категорий респондентов.
• Старожилы города, знакомые с историей, культурой местности. Они расскажут о главных ценностях, отношении жителей, их привычках, желаниях.
• Прохожие, посетители. Это целевая аудитория, люди, для которых создаётся проект благоустройства и озеленения территории.
• Сотрудники местных музеев, историки, археологи. Они расскажут интересные факты о локации, помогут восстановить первоначальный вид территории.
• Представители парков, других общественных территорий. Они знают о достоинствах, недостатках функциональных зон, могут дать полезные рекомендации для устранения проблем.
• Маломобильные посетители, в том числе родители с колясками, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями. Они представят своё видение проекта благоустройства территории в рамках программы доступной городской среды.
• Экологи, ботаники. Эксперты помогут улучшить экологическую обстановку, развить водоёмы, цветники с редкими растениями.
Информация о событиях, интересных персонах, исторических или производственных объектах, городских легендах может стать основой концепции.
При разработке дизайн-проекта благоустройства отталкиваться нужно от поставленных задач, особенностей локации.
Чтобы сформировать положительный имидж города, нужно обустроить классический парк, в котором половину площади занимают зелёные насаждения. Здесь жители смогут отдыхать, приятно провести время, принять участие в массовых мероприятиях. Проект благоустройства территории муниципального образования создаётся на основе данных социокультурных исследований, градостроительного анализа.
Для привлечения молодых специалистов, творческих людей, СМИ есть смысл организовать креативное пространство с арт-объектами. Важно оформить площадки для тематических, деловых мероприятий, а также предусмотреть места для уединённой работы, бизнес-встреч, отдыха, поиска вдохновения.
Повышению стоимости жилой недвижимости способствует разработка проекта благоустройства придомовой территории. Выполняется зонирование, обеспечивающее комфорт жителей всех возрастных групп с учётом позиционирования объекта.
При оформлении бизнес-центров важен эстетичный ландшафтный дизайн, грамотное зонирование, хорошее освещение, понятная навигация, разделяющая автомобильные и пешеходные потоки.
Арт-объекты, уличная мебель, а также другие элементы инфраструктуры разрабатываются индивидуально для каждого объекта. Только так можно подчеркнуть его уникальность, статус, достоинства.