Благоустройство общественных территорий проводят для жителей, гостей города. Поэтому при разработке проекта важно провести Социо-культурное исследование в рамках градостроительного анализа. Оно даёт представление об образе жизни населения, сложившихся традициях в местности, проблемах локации, путей их решения.
С целью комплексного благоустройства специалисты Mirror Group анализируют действия различных групп населения. Методологический подход рассматривает общество как единое целое, не ориентируясь на отдельные личности. Он базируется на 4 принципах.
• Упорядочение жизнедеятельности людей. Эксперты изучают самобытность, культуру, законы местности, выделяя многократно повторяющиеся действия.
• Придание смысловой направленности. Социальные процессы объединяют общей идеей. Определяют главные ценности людей, на основе которых формируется концепция проекта.
• Обеспечение преемственности поколений. Убеждения, символы, ритуалы используют при оформлении города. Они подчёркивают связь местных жителей с его историей, укрепляют патриотичность, чувство собственной важности.
• Интегрирование людей в общее культурное пространство. Изучают совокупность этнокультур, субкультур, выдающихся объектов или произведений искусства, упоминания о которых также будут прослеживаться в будущем проекте.
Социо-культурное исследование территории начинается с определения популярных пешеходных маршрутов. Это путь от дома до работы и обратно, любимые места прогулок, расположение объектов городской инфраструктуры. Специалисты определяют места, где большинство жителей бывает регулярно с учётом транспортной доступности.
На локациях с максимальным трафиком целесообразно создавать новые пешеходные зоны, закрывая их от автомобилей. В Москве это площади возле станций метро. Для малых городов, в том числе в Московской области, строится путь между главными учреждениями района, деловым кварталом, рекреационными зонами.
Эксперты наблюдают, где люди предпочитают гулять, проводить свободное время. Анализируют, каким образом местные жители сокращают путь. Выявляют проблемные места. Например, когда граждане переходят дорогу в неположенном месте, вынуждены обходить препятствия и т.д. На основе полученных данных разрабатываются удобные схемы передвижения для создания тротуаров, парковых дорожек, велодорожек.
Для развития экономики города необходимо привлекать туристов. Исследование социо-культурного пространства необходимо для выбора наиболее интересных для посещения объектов. Это могут быть памятники архитектуры, природные достопримечательности, духовные или информационные центры.
Дополнительно оценивают 4 фактора туристической привлекательности.
1. Природно-рекреационные: экологическая обстановка, перечень уникальных природных объектов, заповедников.
2. Культурно-исторические: близкое расположение мест исторических событий, музеев, сохранившихся народных промыслов, старинных храмов, проведение массовых мероприятий.
3. Организационно-экономические: состояние существующей туристической и транспортной инфраструктуры, вместительность гостиниц, бюджет, государственный протекционизм.
4. Социально-психологические: наличие туристических продуктов, рассчитанные на различные группы населения, толерантность населения, уровень безопасности, комфорта, в том числе формирование доступной безбарьерной среды.
При выявлении знаковых объектов их используют в брендировании города. А благоустройство данных локация находится в приоритете в рамках комплексного благоустройства.
Социальная практика представляет собой деятельность, направленную на развитие коммуникативных навыков. Она формирует модель поведения человека в обществе, позволяя предугадать действия различных групп населения после изменений облика города, появления нового общественного пространства.
При организации социо-культурных исследований специалисты изучают 5 аспектов.
• Наличие общественных организаций, инициативных групп.
• Волонтёрская деятельность, в том числе участие в общественных мероприятиях, акциях.
• Проявление интеллектуального творчества. Например, проведение региональных, городских конкурсов, соревнований.
• Профессиональная деятельность для привлечения молодых специалистов из других городов.
• Здоровьесбережение – участие населения в мероприятиях, нацеленных на укрепление здоровья населения.
Полученные данные в рамках социо-культурных исследований города анализируются, структурируются. На их основе проектировщики выбирают локации для благоустройства, объекты и элементы для формирования комфортной среды.