По рекомендациям Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) городские парки должны быть расположены в пешей доступности от жилых домов, чтобы каждый человек мог дойти до них за 15 минут. На одного гражданина должно приходиться 50 кв м зеленых насаждений.
Однако одного озеленения недостаточно для формирования рекреационной зоны. Важно установить освещение и выполнить благоустройство объектов парковой среды, создать популярные места досуга.
В городе природные территории с внутренней инфраструктурой выполняют 5 функций.
1. Оздоровительная. Во время прогулок улучшается кровообращение, снижается уровень стресса. По результатам медицинских исследований ежедневная физическая активность в течение 30 минут сжигает 200 килокалорий, снижает вероятность инсульта до 40% в зависимости от темпа, на 30% сокращает риск переломов шейки бедра. Укрепление здоровья минимизирует нагрузку на систему здравоохранения.
2. Социальная. Благоустройство и озеленение территории парка привлекает посетителей из различных социальных групп. Люди с разными увлечениям, разных возрастов, с разным уровнем доходов находятся на одной территории. Комфортные зоны отдыха в черте города уравнивают людей, меняют их сознание.
3. Культурная. Чем больше места для физической активности, тем реже проявляются акты вандализма. Люди могут выйти на пробежку или просто пройтись в компании друзей, позаниматься на уличных тренажёрах, покататься на велосипеде, самокате, роликах. При интересном дизайне благоустройства парков, молодёжи не захочется сидеть в подъездах. Людям необходимо получать эмоции, а визуальное восприятие считается одним из самых мощных.
4. Экономическая. Чтобы люди приходили чаще, важно удовлетворить хотя бы минимум их потребностей. Поэтому коммерческие объекты на территории пользуются спросом, приносят прибыль предпринимателям, дополнительные налоги бюджету.
5. Экологическая. Природные зоны снижают уровень загрязненности воздуха, шума, запылённости. Повышается качество жизни, комфорт местных жителей.
Проект благоустройства городского парка может стать эффективным инструментом брендирования. Символика выражает уникальные идеи, ценности, образы, формирует восприятие людей.
Появляется общественное пространство, которое демонстрирует историю населённого пункта, его особенности, отношение администрации к населению. Парк становится центром культуры с развлечениями для детей, молодёжи, взрослых.
Он превращается в яркий урбанистический акцент. Позитивные впечатления от отдыха, прогулок затмевают, делают незначительными проблемные моменты в других локациях. В целом формируется привлекательный имидж города.
При реорганизации пространства учитываются потребности всех групп населения. Для получения информации устраивают опросы и другие социокультурные исследования.
Специалисты прорабатывают негативные ассоциации. Если респонденты считают, что на территории опасно и темно, в техническое задание добавляют больше фонарей, декоративной подсветки. Когда сквер называют местом для выгула собак, планируют специальные вольеры для животных, разрабатывают зонирование.
В рамках опросов узнают об ассоциациях с идеальным парком, что хотят видеть люди после благоустройства территории парка. Это может быть пруд с лодками, киоски с мороженым, беседки с классической музыкой, скейтпарк, другие объекты.
Рассматриваются привычные способы проведения досуга населения: спорт, шашлыки, чтение, пешие прогулки, искусство садоводство. Увлечения с максимальным процентным соотношением учитывают при формировании зон отдыха.
В рамках программы доступной городской среды лестницы и тротуары оборудуют пандусами для съезда колясок. Возле входа обязательно должна быть парковка для автомобилей. Для повышения комфорта необходимо оборудовать туалетные комнаты, поставить кабинки для подзарядки гаджетов, электросамокатов.
С целью предотвращения конфликтов интересов и формирования комфортных условий тщательно продумывается зонирование. Важно разделить места отдыха семей с детьми, спортсменов, пенсионеров. Например, нельзя объединять велотреки с дорожками, по которым ходят мамы с колясками. А воркаут-тренажёры с волейбольным полем желательно расположить подальше от детских площадок.
У людей выражена потребность в безопасности. Во время прогулок они должны чувствовать спокойствие, защищённость. Поэтому в проекте благоустройства парка отдыха необходимо предусмотреть хорошее освещение во всех зонах, а не только на центральных дорожках. Желательно установить систему видеонаблюдения, ограждения возле водоёмов.
Рекреационные зоны обустраивают, думая об экологии. Элементы инфраструктуры, архитектурные формы должны подчёркивать красоту природы, поэтому их делают неброскими, но функциональными. Дополнительно строят природоохранные сооружения. Пешеходный трафик направляют в обход редких, ценных растений, препятствуя их вытаптыванию. Так формируется экосистема, в которой человек живёт в гармонии с природой.