Представление о городском парке кардинально изменилось за последние 20 лет. Если раньше это было тихое место для безмятежного отдыха или уютный уголок природы в черте населённого пункта, то сейчас это многофункциональное общественное пространство, где каждый может с удовольствием провести время. Причём каждый – в буквальном смысле. Проект благоустройства общественной территории парка разрабатывается с ориентиром на интересы всех категорий населения. О том, как происходит реорганизации зеленых зон в Москве и Московской области, рассказали эксперты архитектурной компании Mirror Group.
Городской парк считается главной локацией социальной активности. Здесь проходят городские мероприятия, гуляют родители с детьми, встречаются друзья. Задача комплексного благоустройства территории парка – сохранить существующую динамику, добавив недостающие элементы, функции. То есть сделать зеленую зону удобной, привлекательной, востребованной.
В приоритете 5 задач.
• Функциональное насыщение – создание структуры парка, отвечающей потребностям различных социальных групп в любое время года.
• Разделение потоков и создание безопасной транспортной сети. Например, 2 разных дорожки для родителей с детьми и велосипедистов.
• Организация центра, который станет местом притяжения основной аудитории.
• Айдентика и образ – формирование уникального, запоминающегося облика.
• Эмоциональное взаимодействие человека с объектом, в том числе отражение воспоминаний, формирования позитивных впечатлений.
Для создания интересного проекта, необходимо определить, зачем люди приходят. Например, в рамках реализации проекта в подмосковном городе Серпухов была выявлена статистика, показатели которой соответствуют средним по стране.
• Прогулки на свежем воздухе, в том числе с детьми.
• Участие в массовых мероприятиях.
• Общение и встречи с друзьями.
• Спорт, пробежка, зарядка.
• Посещение кафе.
• Выгул собак.
Несколько респондентов ответили, что через зелёную зону проходит их транзитный маршрут. Ещё часть опрошенных оставляют на парковке возле входа автомобили, приходят поработать или провести фотосессию. При подобных предпроектных исследованиях часто оказывается, что местные жители хотели бы чаще гулять в парке, однако в существующем виде он их по различным причинам не устраивает.
Что нужно сделать, чтобы повысить популярность общественной территории, подсказывают сами посетители, тоже в рамках социального опроса. Например, много идей для благоустройства территории парковой зоны предложили жители города Ступино.
• Сделать парк аттракционов или интерактивности – 91 чел.
• Обновить детские площадки – 26 чел.
• Модернизировать скейт-парк – 25 чел.
• Организовать кафе, зону стрит-фуда – 23 чел.
• Поставить сцену, танцевальную площадку, летний кинотеатр – 21 чел.
• Установить фонтан, арт-объекты – 15 чел.
• Разделить потоки пешеходов, велосипедистов, людей на самокатах, роликах и т.д. – 11 чел.
• Обустроить зоны зимних видов спорта: каток, горки, лыжные трассы – 7 чел.
• Организовать туалеты – 5 чел.
• Обустроить зону для выгула домашних животных – 4 чел.
• Очистить пруд, поставить скамейки на берегу – 4 чел.
Также люди хотели видеть площадки для командных спортивных игра, столы для пинг-понга, тихие зоны для чтения, фотозоны, столы для игры в шахматы и т.д.
После обработки результатов социокультурного исследования архитекторы разрабатывают концепцию проекта. Она должна связать новые функциональные зоны с объектами окружающей инфраструктуры, историей города, привычками местных жителей, особенностями участка. Например, в Ступино мы организовали площадку для выездных церемоний бракосочетания, поскольку рядом расположен ЗАГС. Также нам удалось сохранить лес, украсив пространство эффектным визуальным рядом.
Идеи оформления и зонирования рождаются на основе ключевых принципов современного благоустройства парков.
1. Импровизация, то есть применение нестандартных приёмов, создающих элемент игры.
2. Активность, предполагающая создание площадки для взаимодействия и творчества, где могут собираться группы людей, привлекая своих друзей, знакомых, родственников.
3. Идентичность, которая подчеркивает культурный контекст города.
Так появляется дизайн, сценарии использования локаций, замыслы для арт-объектов. Специалисты разрабатывают ландшафтно-архитектурный проект с учетом расположения функциональных зон, нагрузки на них, назначения объектов.
После согласования концепции составляется смета благоустройства парка. Она включает в себя точное наименование, количество и стоимость используемых материалов, объем работ, дополнительного оборудования. То есть цена проекта обсуждается заранее, сюрпризов в процессе реконструкции и благоустройства парка уже не будет. Затраты на работу всегда окупаются в денежном эквиваленте за счёт привлечения предпринимателей, инвесторов, а также в пользе для общества.