Существует такое понятие как визуальная экология. Термин перешёл из психологии в сферу благоустройства общественного пространства. Так называют механизм восприятия окружающей среды человеком.
Исследования относительно визуальной экологии проводили многократно под руководством учёных. Например, Уильям Митчелл ориентировался на социально-политические аспекты.
Наблюдения показали, контролируемое воздействие визуальной среды позволяет избежать негативных последствий для населения. В том числе минимизировать уровень стресса, повысить индекс городского счастья. С этой целью в Московской области и регионах приступили к разработке дизайн-кода городов.
Он представляет собой иллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций по оформлению общественного пространства. Они касаются множества элементов инфраструктуры.
• Система зонирования.
• Городская навигация.
• Информационные, рекламные конструкции.
• Праздничное или событийное оформление.
• Арт-объекты, МАФ.
• Летние кафе.
• Нестационарные объекты торговли: ярмарки, стрит-фуд и т.д.
• Покрытия.
• Колористика, используемые материалы.
На самом деле подобные определения уже содержатся в различных нормативных актах. Но в данном документе они более детализованы и сопровождаются конкретными примерами.
Дизайн-код городов России регламентируется на уровне местных органов власти, а разрабатывается архитектурными компаниями. Например, Mirror Group создаёт уникальные проекты, формируя бренды населённых пунктов – их новый образ, привлекающий инвесторов, туристов, предпринимателей.
Под территориальным брендингом понимают комплекс ассоциаций, которые возникают у людей при упоминании названия населённого пункта.
Так в Зарайске находится древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита и другие объекты культурного наследия. Их архитекторы обыграли в арт-объектах, информационных стендах, оформлении различных функциональных зон.
Серпухов известен расположенным на его территории Приокско-Террасным заповедником, где живут зубры. Их изображения прослеживаются во въездных стелах, а также других элементах территориального брендинга и дизайна городской среды.
Для Рузы прототипом стилизованных узоров для покрытий стала рузская вышивка. Арт-объекты, уличная мебель выполнены в виде элементов рузских наличников.
История российских городов становится отправной точкой при формировании концепции проектов, что делает их уникальными, интересными.
В России впервые сделать дизайн код-города решили только в 2013 году в Москве. Ещё около 5 лет потребовалось, чтобы включить в эксперимент регионы. В 2022 году многие населённые пункты по-прежнему остаются «безликими», хотя у них колоссальный потенциал для творчества.
Действует государственная программа формирования комфортной городской среды. Однако благоустройство часто ведётся локально, то есть реконструкция касается только отдельных объектов – парков, набережных, площадей. Но чтобы изменить отношение к городу, сформировать стойкие позитивные ассоциации, вызывать интерес, необходимо комплексно подходить к вопросу.
В связи с ограничениями на туристические поездки за границу, всё же наблюдаются тенденции территориального брендинга в России. Постепенно возрождаются достопримечательности, ремёсла. При разработке дизайн-кода стоит учитывать особенности местности, проводить исторический анализ.
Однако не каждый город интересен с точки зрения туризма. Отсюда вытекает распространённая ошибка – создание бренда без цели. Специалисты должны ответить на главный вопрос – зачем нужна айдентика в конкретном случае? Например, она помогает выигрывать конкурсы, защищать инвестиционные проекты, продвигать местные продукты.
При этом концепция должна быть простой, понятной для восприятия. Ведь образ города создаётся для людей, которые не хотят задумываться, что могут означать «странные символы». Они хотят видеть красивые улицы, парки, другие общественные территории. Для них важно наслаждаться их эстетикой, функциональностью, не ощущая давления навязчивой рекламы, нависающих проводов, транспортных заторов.
Таким образом, дизайн-код и брендинг городов должны в первую очередь стать инструментом защиты визуальной экологии для создания комфортного общественного пространства.