Общественным пространством называют территорию, открытую для всех групп жителей города. Оно выполняет коммуникативную, рекреационную функции, являясь основным местом встреч, прогулок. По состоянию локаций с высоким пешеходным трафиком можно судить об экономическом, культурно-социальном потенциале населённого пункта, а также отношении администрации к населению. Поэтому благоустройство общественных пространств становится приоритетным направлением развития городов.
Целесообразно обустраивать территории с высоким пешеходным трафиком. Реорганизация урбанистических локаций, площадей и центральных улиц, способствует развитию малого бизнеса. Зелёные зоны, такие как парки, скверы, бульвары, набережные, преобразуют в рекреационные территории.
С целью формирования доступной городской среды важно проводить благоустройство центрального и периферийного городского пространства. Комплексный подход позволит повысить уровень доверия граждан к администрации, равномерно распределить концентрацию населения.
В приоритете демократические проекты, в которых реализована система коммуникации. Это камерные локации со сложными конфигурациями, изрезанными периметрами. В них преобладают аллегорические, жанровые арт-объекты, выполняющие практическую функцию. А наиболее привлекательными стилями для населения считаются романтизм, эклектика, модерн.
Разработка концепции благоустройства общественных пространств основано на динамике города, которую создают повторяющиеся действия горожан. В рамках градостроительного анализа проводится наблюдение за локацией. Исследуют 3 атрибута.
• Практики общения между посетителями пространства. Например, в парки люди приходят, чтобы погулять в одиночестве, небольшой компанией, семьёй. На площадях, открытых площадках собирается молодёжь группами. В сквере возле бизнес-центра проходят короткие встречи. У каждой локации свои особенности в зависимости от расположения, размера, наличия уличной мебели, оборудования. Исследование проводится методом наблюдения с ведением статистики.
• Практики взаимодействия с пространством. В рамках наблюдения изучается поведение людей: сколько времени они проводят на территории, они активны или склонны к размеренному отдыху. Дополнительно проводится опрос для выявления потребностей.
• Маршруты передвижения. Посетители долго гуляют по дорожкам или встречаются с друзьями и уходят. На территорию приходят целенаправленно или она считается транзитной точкой маршрута.
Успешным проектом благоустройства городского пространства считается преобладание необязательных социальных практик над обязательными. Если люди начали проводить на территории больше времени, задерживаться по пути из точки А в точку B – значит, цель достигнута. Но для этого кроме стандартных решений необходимо создавать объекты дополнительной активности.
• Арт-объекты, с которыми можно сфотографироваться.
• Игровое оборудование, заменяющие привычные детские площадки.
• Подиумы, заменяющие уличную мебель, для повседневного отдыха или организации мероприятий.
• Рампы для катания на роликах, велосипеде скейте, самокате, которые привлекают молодую аудиторию.
Забота о населении должна стать базой для создания современной городской среды.