Пресс-служба Министерства культуры и туризма Московской области заявила о росте туристического потока в подмосковные города на 7,3% по сравнению с прошлым годом. Только за первый квартал в регион приехали 4,4 млн человек. Губернатор Андрей Воробьёв считает, что пора активно развивать агротуризм, гостиничные комплексы, глэмпинги и кемпинги. А архитекторы компании Mirror Group уверены, что начать стоит с территориального маркетинга и брендинга для привлечения путешественников со всей страны.
Так называется комплексная концепция, позволяющая выделить уникальные особенности, преимущества населённого пункта, сделать его узнаваемым, привлекательным для посещения. Формирование положительного имиджа позволяет установить своё место на туристической карте страны, конкурируя с более крупными, известными локациями.
Концепция бренда города строится на различных факторах. Это может быть уникальная история, связанная с основанием или развитием города, его культурным наследием, достопримечательностями. Важными элементами становятся природные объекты, способные привлечь любителей активного отдыха, экологического туризма.
Например, после благоустройства набережной реки Осётр в Зарайске город превратился в большой музей под открытым небом с уникальным ландшафтно-археологическим парком – здесь остались следы стоянки древних людей, знаменитой на весь мир.
Создать привлекательный бренд города России – сложная задача, требующая учитывать разнообразные интересы людей разных социальных групп. Он должен отражать уникальные черты места, а также местного сообщества о локальных особенностях. Для этого необходимо тщательно изучить городскую среду, местные сообщества, историю, городские легенды, выделив то, что объединяет все слои города.
Работа выполняется в 3 этапа.
1. Изучение образа города в архивах и онлайн. Специалисты анализируют, что обычно ищут пользователи в интернете, изучают туристические сайты типа TripAdvisor и Booking, просматривают отзывы, блоги.
2. Проведение бренд-сессии. В них принимают участие представители всех слоёв города: власть, бизнес, молодежь, местные активисты, городские объединения, просто интересующиеся жители. Каждый рассказывает, что город значит для него. Чтобы выделить какой-то общий образ, всем участникам предлагают нестандартные задания. Например, описать свой город с точки зрения шести чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус, слух, интуиция. Благодаря таким вопросам специалисты могут установить эмоциональную связь людей с населённым пунктом, что не описано исторических справках.
3. Систематизация идей. Сотрудники агентства разрабатывают дизайн для оформления общественного пространства, создают символы и логотипы, составляют слоганы.
Таким образом, территориальный брендинг – это командная работа, творческий процесс. Однако социологи считают, что лучшие показатели у тех населённых пунктов, образ которых связан с историей. В этом случае не возникает трудностей в поиске собственной идентичности.
После утверждения концепции необходимо вести активную работу по продвижению брендов российских городов, иначе они останутся только в проекте.
Первым делом проводят благоустройство общественных территорий, расславляя тематические арт-объекты. Принято выпускать сувенирную продукцию с согласованными символами, фразами. Желательно проводить массовые мероприятия: фестивали конференции, соревнования.
Важно привлекать СМИ, блогеров, известных персон, которые будут рассказывать о событиях, достопримечательностях. Так расширяется сфера воздействия на население страны, привлекается внимание тысяч потенциальных гостей.
Когда бренд начинает работать, за ним следует развитие бизнеса. Создается соответствующая инфраструктура: гостиницы, магазины, кафе, это привлекает инвесторов, увеличивает бюджет города.
Таким образом, развитие внутреннего туризма в России неразрывно связано с созданием, продвижением бренда малого города. Это позволяет выделить уникальные возможности каждого населённого пункта, независимо от его размера, привлечь внимание туристов и инвесторов, стимулировать развитие инфраструктуры, услуг. Сильный бренд может превратить даже небольшой городок в туристический магнит, привлекая гостей из разных уголков мира, способствуя развитию отрасли в целом.