Самая древняя дорога из брусчатки, сохранившаяся до наших дней, обнаружена у подножья горы Височица в центральной части Боснии и Герцеговины. Она ведёт к боснийской долине пирамид и построена в одно время с ними – 10-12 тыс. лет назад. Хотя, историки утверждают, что пирамиды и путь к ним на самом деле старше приблизительно на 10 тыс. лет. Отдельные участки напоминают современную укладку тротуарной брусчатки в виде прямоугольных камней. В других местах используются крупные камни наподобие блоков пирамид.
Более известной старинной достопримечательностью считается Аппиева дорога. Она построена в 312 году до н.э. и соединяет Рим с южной частью Италии, откуда раньше вела в Грецию, Египет, Азию. Это стратегически важное шоссе длинной в 540 км прекрасно сохранилось, что подтверждает преимущества данной технологии строительства.
Критики и пессимисты удивляются, что древние дороги стоят веками, а новые площадки довольно быстро требуют ремонта. На самом деле секрет укладки тротуарной брусчатки заключается не в особенностях мощения, а в интенсивности движения.
Для мощения используют небольшие каменные блоки большой толщины. Чтобы дорожное покрытие полностью стёрлось, нужно пройти по нему 800 млн раз. В древние времена людей было намного меньше, на пути к городу можно было встретить лишь несколько человек. В XXI веке численность населения значительно увеличилась. Например, по Привокзальной площади в Серпухове ежедневно проходят тысячи человек. Поэтому в общественных местах ремонт требуется чаще.
Прочность на сжатие у современного материала составляет в среднем 400 кг/см². 4 обычных гранитных камня выдерживают вес более 10 тыс тонн – как две останкинские телебашни. Естественно, покрытие устойчиво к механическим повреждениям. Например, в случае падения на него велосипедов, телефонов, тяжелых сумок, других предметов не будет даже царапин, не говоря уже о сколах.
Эти два вида покрытия похожи, но различия есть, а заключаются они в технологии производства.
Брусчатку делают из натурального камня, в основном песчаника или гранита, в последнее время популярен габбро-диабаз. Его обрабатывают, чтобы придать нужную форму и размер.
Плитку изготавливают бетонной смеси, которую заливают в форму. Технология вибролитья не допускает образование воздушных пустот внутри, обеспечивая плотность, прочность изделия.
Стоимость мощения тротуарной брусчатки выше укладки плитки. Зато она может прослужить более 100 лет. Она идеально подходит для российского климата с резкими перепадами температуры, дождливой и снежной погодой. Плитка рассчитана на 10-20 лет в зависимости от условий эксплуатации. Однако она более удобна для передвижения, поскольку покрытие почти не имеет зазоров.
Укладка плитки или брусчатки в рамках благоустройства общественного пространства выполняется компанией Mirror Group в соответствии с ГОСТ 17608-91. Перед началом работ разрабатывается проектно-сметная документация, в том числе технологические карты.
После согласования проводится планировка и геодезическая разбивка поверхности. А само мощение выполняется в несколько этапов.
1. Создание углублений для бордюров.
2. Установка бордюрного камня.
3. Формирование основания из песка и щебня для равномерного распределения нагрузки на поверхность.
4. Мощение.
5. Обработка виброплитой для придания прочности.
6. Затирка швов сухой смесью.
Возле фонарных столбов, канализационных люков и других элементов инфраструктуры используют мелкоштучные изделия мощения. Для эффективного водоотвода создают небольшой уклон. Во время осадков вода быстро стекает, поэтому лужи не образуются.