В России существует большой потенциал для развития внутреннего туризма. В Московской области и регионах находятся населённые пункты с вековой историей, архитектурными или природными достопримечательностями, редкими или уникальными промыслами. В сочетании с развитой инфраструктурой, проведённым благоустройством территории, развитие бренда города способно принести дополнительные средства в бюджет.
Для привлечения широкой аудитории необходимо сформировать целостный образ территории на базе национальных традиций, исторической памяти, идеологии или других особенностях населённого пункта. Составив перечень достояний, нужно определить наиболее интересные, востребованные из них.
Для этого проводятся подготовительная работа, социальные исследования. Так специалисты архитектурной компании Mirror Group проводят опросы граждан, анализируют существующие объекты и график массовых мероприятий. Важно общаться с историками, изучать архивы. В любом населённом пункте можно найти что-то особенное, что привлечёт интерес людей со всей страны.
При разработке решения стоит ориентироваться на применении концепции на международном уровне, усиливая конкурентоспособность конкретной местности. Должен присутствовать лёгкий национальный контекст, привязанный к современным тенденциям и сформировавшимся представлениям об увлекательных путешествиях.
Выделяют 9 ключевых элементов, которые могут стать основой туристических брендов городов.
• Часть крупной территории, местности.
• Природные памятники: заповедники, озёра, родники.
• Памятники культуры и искусства: усадьбы, храмы, дома исторических личностей, дворцы, музеи.
• Брендовые маршруты, объединяющие населённые пункты общей тематикой.
• События или мероприятия, в том числе фестивали.
• Природные явления, которые можно наблюдать только в определённом регионе, где, к тому же, созданы для этого оптимальные условия.
• Исторические личности и персонажи: писатели, художники, политические деятели, вымышленные герои произведений или фольклора.
• Редкие услуги.
• Еда и напитки, на которых специализируется конкретный населённый пункт или регион.
Эти базовые элементы должны прослеживаться в концепции бренда города. В его логотипе, оформлении улиц и общественного пространства. Например, в городе Серпухов обновили въездные стелы, на которых изображены павлин (исторический символ) и зубр, так как на территории расположен приокско-террасный государственный заповедник.
Проект бренда города требует комплексного подхода, недостаточно нарисовать логотип. Для начала необходимо провести благоустройство территории, сделать достопримечательности доступными, придать им эстетичный вид. Например, при усадьбе целесообразно расставить дополнительные арт-объекты, провести реставрацию зданий или сооружений. На территории природных комплексов нужно построить эко-тропы, организовать комфортные зоны отдыха. Важно связать между собой популярную локацию и другие части населённого пункта, продумать пешеходные маршруты, установить навигацию.
Требуется развитие инфраструктуры, строительство отелей. С увеличением трафика понадобятся фудкорты, другие зоны развлечений и отдыха. Необходимо повышать уровень жизни местных жителей, создавать новые рабочие места, привлекать инвесторов.
После формирования визуального образа, важно задействовать средства массовой информации для формирования положительной репутации. В связке с упоминанием официальных лиц, представителей власти региона придаёт вес информации о развитии туризма. А знакомство с брендами российских городов посредством статей на популярных ресурсах, видеосюжетов, других вариантов цитирования вызывает заинтересованность населения, желание увидеть всё лично. Дополнительно стоит проводить тематические мероприятия: туристические форумы, конференции.
Оценить эффективность брендинга можно по количеству приехавших туристов, поступивших в бюджет денежных средств. Если показатели ниже ожидаемых, стоит пересмотреть стратегию развития, выявить слабые стороны и исправить проблемы.