Правительство Московской области заинтересовано в увеличении внутреннего туристического потока. С этой целью проводят комплексное благоустройство территорий, создают новые достопримечательности. Но начинать работу по повышении привлекательности населённых пунктов нужно с разработки бренда города. Люди должны понимать, куда и зачем они едут, что интересного они увидят, чем эта местность отличается от других.
Территориальный маркетинг – это процесс привлечения и удержания жителей, туристов, инвесторов, других заинтересованных сторон. Брендинг городов представляет собой создание, управление уникальной идентичностью места, которая отличает его от конкурентов, вызывает у посетителей определенные ассоциации, эмоции.
Территориальный маркетинг и брендинг преследуют 3 цели.
• Привлечь туристов и инвесторов, что способствует развитию туристической инфраструктуры, привлечению финансов в различные отрасли экономики.
• Повысить уровень жизни, способствуя формированию новых рабочих мест. Такой подход стимулирует развитию малого бизнеса, повышению уровня жизни.
• Улучшить имидж населённого пункта, вызывая положительные ассоциации с его культурой, туристическим потенциалом, образовательными или научными учреждениями. Этого удаётся достичь за счёт привлечения СМИ.
Над созданием бренда населённого пункта работает команда экспертов.
Сначала определяют цели, которые нужно достичь с помощью брендинга. Это может быть повышение туристической привлекательности, привлечение населения или капитала для развития промышленности.
Затем проводят анализ: изучают опыт других населённых пунктов, определяют потребности, ожидания людей. На основе особых черт города, культурных достижений или других преимуществ создают его уникальную идентичность.
После выбора названия проводят его тестирование, чтобы оно легко запоминалось, вызывало положительные ассоциации у целевой аудитории. Затем разрабатывают логотип, подбирают цветовую схему, другие визуальные элементы.
Для лучшего восприятия, а также поддержания порядка на улицах, разрабатывают дизайн-код города. Так называют набор правил, руководств, а также стандартов, которые регулируют внешний вид, организацию территории. Он включает несколько элементов.
• Логотип – запоминающийся графический символ, который состоит из названия или абстрактных элементов, отображающие особенности или ценности местности.
• Цветовая схема. Это набор оттенков, которые используются во всей визуальной коммуникации. Они ассоциируются с историей, природными особенностями, другими уникальными аспектами местности.
• Типография представляет собой выбор шрифтов, используемых в текстовых материалах, чтобы подчеркнуть характер территории.
• Графические элементы – это используемые иконки, фотографии или другие изображения, которые помогают передать уникальные особенности, создать ассоциации с брендом.
• Гайдлайны. Это документ, содержащий правила, рекомендации по использованию элементов дизайн-код городской среды, чтобы обеспечить их согласованное, единообразное применение.
Управление брендингом малых городов представляет собой постоянный процесс поддержания, развития их позитивного образа. Он предполагает маркетинговые активности, проведение мероприятий, управление коммуникациями, мониторинг репутации.
Например, недавно был реализован проект благоустройства улиц Каширы. В качестве основы для брендинга рассматривали историческое наследие. Команда Mirror Group выбрала единый стиль малых архитектурных форм, мощения, ограждений, а также создала удобную, понятную навигацию. Была проведена организация общественного пространства, созданы новые места притяжения. А исторические объекты, такие как водонапорная башня, стали основой для городского дизайн-кода.
Результатом комплексной работы становится укрепление населённого пункта на рынке туризма, бизнеса, культуры. Кроме того, деятельность приводит к улучшению взаимодействия жителей с окружающими пространствами, услугами.