Тротуары в городе, а также дорожки общественных территорий создают в соответствии с ГОСТ 33150-2014. В документе указаны их минимальная ширина, минимальное расстояние до проезжей части, уклон, а также другие технические параметры.
Но есть ещё несколько моментов, которые не перечислены в международном стандарте, но на них нужно обратить внимание при благоустройстве.
Распространённая ошибка молодых архитекторов – проектирование пешеходных дорожек по геометрическому рисунку. На плане они смотрятся эстетично, гармонично. На практике люди стремятся сократить путь, поэтому протаптывают тропинки совсем не так, как задумал специалист. В результате вытаптывается трава, портится общий облик объекта.
Эксперты компании Mirror Group рекомендуют прокладывать дорожную сеть нужно в соответствии с привычным маршрутом пользователей. Для этого необходимо провести наблюдение и опросы местных жителей перед началом работы. Ведь благоустройство выполняется с целью повысить их уровень комфорта.
В рамках проектирования общественной территории создаётся несколько функциональных зон. Например, в городском парке это детская и спортивная площадка, место тихого отдыха, центральные аллеи и площади. Все они должны быть соединены между собой, чтобы посетители могли быстро дойти от входа до нужного объекта, не заходя на другие локации.
Такой подход способствует разделению пешеходного трафика и равномерному распределению посетителей по всей территории.
Дорожно-тропиночная сеть делится на 6 классов дорог в зависимости от их функций.
1. Центральные дорогие и аллеи, по которым передвигается основной поток посетителей. Пропускная способность достигает 600 человек в час. Поэтому их ширина должна быть минимум 30 метров. Покрытие выполняют из долговечных жёстких материалов, обычно камня, бетона, асфальта.
2. Второстепенные для соединения различных локаций. Нагрузка на них ниже, поэтому допустимо плиточное, сборно-плиточное покрытие.
3. Дополнительные ведут к цветникам, арт-объектам, сооружениям. Они могут быть уже второстепенных с упрощённой конструкцией.
4. Велосипедные идут параллельно с центральными или по периметру общественной территории. Их конструкция должна быть прочной и устойчивой, соответствовать ГОСТ.
5. Для конной езды, в том числе для катания на санях во время народных гуляний. У них специальные типы покрытий. Если они не предусмотрены, конные прогулки запрещены в целях сохранения элементов благоустройства.
6. Хозяйственные для проезда спецтехники, средств механизации, транспортировки материалов или оборудования. Подходит только прочное бетонное или асфальтированное покрытие.
На небольших территориях одна дорожка может совмещать несколько функций. Покрытие в рамках проектирования пешеходных и велосипедных дорожек выбирается с учётом максимальной нагрузки. При этом важно продумать все варианты использования, уточнить расположение функциональных зон, рассчитать количество посетителей.
Развитие технологий привело к появлению прочных типов покрытий с эстетичным оригинальным видом. Например, в парках популярно рулонно-плиточное решение. Поскольку оно не является сплошным, как асфальт, через зазоры в почву проникает вода и воздух, улучшая микроклимат.
Для обустройства дополнительных тропинок часто используется каучуковая крошка, плитка на её основе. Это покрытие аналогично спортивному, позволяет эффектно оформить доступ к отдельным локациям.
На набережных востребованы деревянные настилы, которые делают территорию более живописной. Также они актуальны для обустройства зон с низким трафиком, при повышенной нагрузки они быстро теряют эксгумационные свойства и требуют замены.
Универсальным вариантом считается плитка или брусчатка. Разнообразные размеры и цветовые комбинации позволяют создать уникальный рисунок.
В любом случае покрытие не должно быть скользким и пыльным. Недопустимо размокание во время осадков. При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек важно обеспечить безопасность людей, обеспечить комфорт передвижения.