Понимание социологических аспектов градостроения необходимо для разработки качественной городской среды в Московской области. Социологические исследования при застройке или благоустройстве позволяют учитывать потребности граждан, формируя комфортную, безопасную среду.
Качество городской среды влияет на жизнь каждого человека, определяя комфортность его проживания, доступ к услугам, возможности для самореализации. С помощью социологических исследований градостроения удаётся выявить проблемные зоны в городской инфраструктуре, а также оценить доступность её объектов.
Оценка проводится с помощью совокупности методов, инструментов. Например, опросы позволяют выяснить, какие изменения в городской среде были наиболее значимыми для них и какие проблемы они все еще испытывают. Полученные сведения позволяет определить приоритетные направления развития населённого пункта.
Социологических исследований для строительства или благоустройства – это методы изучения социального поведения людей в контексте урбанизированной среды. Они направлены на выявление потребностей, ожиданий, проблем населения, чтобы разработать решения для повышения её качества. Особо выделяют генерализованные потребности, то есть основные требования общества к развитию города. Это доступность инфраструктуры, возможности для активного отдыха и досуга, сохранение культурного наследия, общественной безопасности.
Эксперты анализируют различные социальные явления и процессы, происходящие в городах. Это может быть социальная стратификация, этническая или культурная диверсификация, взаимодействие между различными группами населения, механизмы функционирования городской общности, уровень жизни и т.д.
Существуют четыре основных метода для, у каждого из которых есть преимущества и недостатки. А их комбинирование даёт полную картину общественной жизни на данной территории, помогая в разработке проектов благоустройства.
• Опросы позволяют получить данные от большого количества людей через заданный набор вопросов. С их помощью выявляют общие тренды, мнения посетителей, прохожих. Например, опрос может помочь выяснить, что хотят видеть местные жители в парке, чего им не хватает.
• Наблюдения — это метод, при котором специалисты наблюдают за людьми, событиями на территории. Они могут быть структурированными или неструктурированными. В первом случае заранее определяют критерии, во втором – сотрудники просто делают заметки о ситуации на территории без каких-либо заранее заданных параметров. В результате удаётся получить информацию о социальных взаимодействиях, поведении людей, выявить скрытые аспекты жизни общества.
• Интервьюирование — это метод, при котором задают список вопросов экспертам в каких-либо вопросах. Например, разговаривают с историками, краеведами, геологами, представителями местных музеев, старожилов. Этот метод позволяет получить глубокое понимание мнений, опыта.
• Анализ сведений охватывает количественные данные о социальных явлениях. Исследователи собирают информацию из различных источников, таких как статистические отчёты, опросы или базы данных. Затем её анализируются для выявления закономерностей, связей. Это позволяет получить объективные, точные результаты исследования.
Команда архитектурной компании Mirror Group часто проводит социологические исследования перед разработкой проектов реорганизации общественного пространства.
Например, оказалось, что 46% респондентов предпочитают посещать городской парк для прогулок, в том числе с детьми. Развлекательные мероприятия интересовали только 14% опрошенных, а спорт – лишь 9%. При этом люди просили убрать незаконно построенные объекты, обновить детские площадки, добавить арт-объекты, инсталляции.
На автобусных остановках граждане хотели видеть уютные места ожидания с навесом, удобными сидениями. Они нуждались в расширении пространства, для этого требовали ликвидировать единичные точки продаж, запретить таксистам парковаться напротив пешеходного перехода, организовать качественную ливнёвку.
Эти и другие мнения учли при разработке проекта, были реализованы в рамках государственной программы формирования комфортной городской среды.