Согласно индексу городских брендов, в мире более 400 городов, принявших официальный городской бренд или идентичность. Каждый из них вкладывает значительные средства в маркетинг, рекламу, другие инициативы для продвижения уникальных качеств и привлечения жителей, бизнеса и посетителей. Это необходимо для повышения конкуренции в рамках привлечения туристов или инвестиций.
В Московской области брендинг городов только начинает формироваться. Но многие проекты уже демонстрируют отличные результаты.
Территориальный маркетинг — это подход, используемый местными органами власти для продвижения уникальных характеристик своего региона для привлечения новых предприятий, инвесторов, туристов и жителей. Он включает в себя разработку индивидуального стиля региона и проведений мероприятий в рамках работ по связям с общественностью.
Деятельность направлена на продвижение активов региона. Успешная стратегия требует тщательного планирования с акцентом на коммуникационные цели – освещение в СМИ или присутствие на ключевых отраслевых мероприятиях. В рамках брендинга малых городов учитывают конкурентные преимущества. Это могут быть архитектурные или природные достопримечательности, наличие оригинальных экскурсионных маршрутов, градообразующее производство, проведение ежегодных мероприятий и т.д.
Небольшие населённые пункты обычно имеют меньше ресурсов по сравнению с мегаполисами. Поэтому эффективная стратегия развития для них особенно важна.
Дизайн-код — это набор правил или рекомендаций, определяющих, облик зданий в данном городе или районе. То есть при оформлении или строительстве зданий учитывают их высоту, используемые материалы для отделки, требования к вывескам. А в рамках благоустройства необходимо придерживаться согласованной схемы мощений улиц, выбирать оборудование или уличную мебель, соответствующие общей концепции.
Все эти элементы работают комплексно, создавая общественное пространство, которое может быть использовано местными органами власти для создания собственной идентичности.
Дизайн-код городской среды охватывает несколько требований к оформлению пространства.
• Ограничения по высоте зданий.
• Максимальные коэффициенты покрытия участка.
• Минимальные отступы от общественных дорог или пешеходных зон.
• Единый стиль малых архитектурных форм, отделки.
• Требования к отсутствию нависающих проводов.
• Размеры вывесок на лицевых фасадах.
• Другие эстетические критерии.
Архитекторы компании Mirror Group считают, что создание эффективного бренда требует тщательной координации действий нескольких заинтересованных сторон. Важно подключать к работе государственные органы, ответственные за экономическое развитие и отделы планирования, а также застройщиков и бизнес-ассоциации. Такой подход позволяет охватить интересы представителей разных сфер деятельности.
Основной процесс обычно включает три этапа.
• Исследование целевых рынков и существующих представлений о собственной территории.
• Определение ценностей, позиционирования.
• Реализация системы визуальной идентификации.
Результатом становится повышение привлекательности и стимулирования экономической активности на данной территории.
В мире заметна тенденция к включению творческих индустрий в муниципальные стратегии. Бренды всё чаще ориентированы на искусство, которое легко воспринимается аудиторией.
В Подмосковье в тренде исторические ценности. Лицом населённых пунктов становятся памятники архитекторы. Например, в Кашире – это водонапорная башня. В других городах это могут быть усадьбы или места с уникальными археологическими находками. Такие достопримечательность создают дифференцированную идентичность.
Работа над проектами ведётся одновременно с маркетинговым продвижением. Важно подключать СМИ, историков, археологов и других экспертов. Общие коммуникационные усилия помогут быстро внедрить новый бренд, вызывая положительные эмоции общественности.