В 2018 году запущена государственная городская программа благоустройства дворовых территорий. По результатам 2021 года благоустроено 674 дворов. В 2022 года работы продолжаются, и архитектурная компания Mirror Group принимает в них активное участие, параллельно реализуя аналогичные проекты для новых жилых комплексов, кварталов.
В этой статье мы расскажем об особенностях комплексного благоустройства дворовых территорий в Москве и Московской области, а также ключевых принципах работы.
К каждому двору примыкают несколько многоквартирных домов. Соответственно, в среднем придомовой территорией пользуются около 2000 человек ежедневно. Среди них люди разных возрастов, с разными интересами, потребностями.
При разработке обустройства дворовых территорий многие компании предлагают стандартные решения, ориентированные на наиболее многочисленные группы населения – семьи с детьми, молодёжь. Однако в этом случае не учтены интересы остальных собственников квартир, что не соответствует концепции жилых комплексов элитных и бизнес-класса, а также идеи формирования комфортной городской среды.
Наша компания идёт по другому пути, предварительно проводит социокультурный анализ. Результаты для каждого объекта разные. Так в одном из дворов Подмосковья кроме детей дошкольного и школьного возраста активными пользователями придомовой территории стали пенсионеры – 16%, владельцы собак – 7%, люди с ограниченными возможностями – 3%. Соответственно, для них тоже нужно создавать доступные условия. А опрос дал представление о том, что им действительно нужно.
• Игровые площадки.
• Спортивные зоны.
• Уличная мебель для большой компании.
• Место для проведения собраний.
• Зона медитации и созерцания с клумбами, навесом или перголами.
• Асфальтированные дорожки для спокойных прогулок.
• Озеленение дворовой территории.
• Пандусы, удобные заезды на площадку, парковка для инвалидов.
• Хорошее освещение.
Размер площадок возле многоквартирных домов застройщики не могут определять самостоятельно. Их параметры регламентированы Градостроительным кодексом, а факторами для расчёта являются количество квартир, фактическая площадь жилой застройки и т.д.
В любом случае на одного человека приходится площадь менее квадратного метра. И её нужно рационально распределить между всеми пользователями. Так что благоустройство дворовых территорий Московской области начинается с зонирования.
Площадка условно делится на несколько участков в соответствии с процентным соотношением социальных групп. Однако физические ограждения, заборы во дворах устанавливать не приятно. Приходится находить другие решения для зонирования, это может быть газон, кустарники, уличную мебель, дорожки.
Самое главное – расположить как можно дальше друг от друга функциональные зоны, предназначенные для «конфликтующих» групп. Например, спортивная площадка не должна располагаться рядом с песочницей, качелями и другими игровыми конструкциями. Кроме того, важно соблюдать расстояние от стен дома до спортивных, детских площадок. Оно не должно быть меньше 20 метров.
Управляющие компании пугают запретом на парковку автомобилей возле подъездов. На самом деле в соответствии с санитарными правилами при благоустройстве дворовых общественных территорий может быть расположена гостевая парковка, не предназначенная для постоянного хранения автомобилей. Более того, для них не предусмотрено требований для удаленности. Дополнительно застройщики оставляют место для подземной парковки и постоянной, тоже на придомовой территории, но с другой стороны здания, подальше от площадки.
Застройщики заинтересованы в повышении прибыли при минимальных затратах. Благоустроенная дворовая территория поднимает стоимость квартир в среднем на 5%, при том, что бюджет на работы обычно не превышает 3% от общих расходов в рамках строительства.
Также важно подчеркнуть уникальность жилого комплекса для привлечения покупателей. Сложность в том, что организация пространства должна быть приближена к европейским стандартам при высокой плотности застройки. Удовлетворить требования строительных компаний позволяют особые приемы.
• Создание ландшафтного дизайна. Перепады высот, вертикально озеленение формируют позитивное впечатление, выгодно выделяют объект среди аналогичных предложений.
• Установка арт-объектов, малых архитектурных форм. Тематическое оформление продолжает концепцию жилого комплекса, оказывая дополнительное воздействие на целевую аудиторию.
• Формирование комфортных условий. Когда люди находят подходящие именно им функциональные зоны или объекты, это повышает вероятность приобретения недвижимости.
Таким образом, благоустройство дворовых территорий города – это приоритетное направления развития населенных пунктов, которое затрагивает интересы населения и бизнеса. А архитектурная компания должна эти интересы видеть, задействовать в уникальных проектах.