В России наблюдается неравномерность территориального развития. По данным Росстат ежегодно в Москву приезжают около 200 тысяч человек. Неофициальный отток населения из регионов ещё больше, так как не все регистрируются по новому месту жительства.
18% респондентов уезжают в поисках высокооплачиваемой работы. 15% не устраивает уровень жизни. 7% признались, что им не нравится родной город.
72% из тех, кто собирается переехать в мегаполис – люди в возрасте 18-24 лет. Это значит, что без благоустройства малых городов и исторических поселений регионы рискуют остаться практически без молодёжи.
Программа «Формирование комфортной городской среды» призвана остановить отток граждан из небольших населённых пунктов в мегаполисы. Для этого введены новые правила благоустройства малых городов России, основанные на оценке качества городской среды.
С учётом новых нормативов обустраивают дворы многоквартирных домов. Появляются креативные пространства, привлекающие специалистов, инвесторов. Реорганизация общественных территорий способствует раскрытию туристического потенциала.
Появление популярных локаций на месте бывших промзон, пустырей, набережных укрепляет рыночную инфраструктуру. В небольших городах развивается малый бизнес, укрепляя экономику всей страны.
Привязанность к месту жительства с точки зрения психологии объясняется не столько привычками, как воспитанием любви к родному краю. Поэтому задачей благоустройства малых городов стало восстановление национального самосознания. Важно рассказывать о культуре региона, истории, достижениях населённого пункта. Тогда люди начнут идентифицировать себя с местностью, где они родились. Они будут гордиться своей Родиной, постараются сохранить историческое наследие.
При разработке проектов необходимо ориентироваться на исторические, социокультурные исследования, отражая в концепции главные ценности локации. Объекты, оформление должно напоминать о великих учёных, стратегически важном для страны производстве, известных событиях. Например, усадьбам или площадям можно вернуть исторический облик, подчеркнув их красоту современными арт-объектами в классическом стиле.
Создание пешеходных зон в рамках благоустройства малых городов и исторических поселений способствует повышению туристического трафика. Люди начнут приезжать, чтобы полюбоваться архитектурой, сменить обстановку, получить интересную информацию. Особенно важно развивать внутренний туризм в современных реалиях, когда люди ограничены в путешествиях за границу.
На основе ландшафтно-исторического анализа реально реконструировать, воссоздать уникальные объекты. В некоторых случаях целесообразно построить туристический кластер с нуля, создав арт-парк или экопарк, у которого не будет аналогов. Тогда посетители начнут приезжать со всех уголков страны, и расстояние их не испугает.
Перед началом благоустройства малых городов России специалисты разрабатывают концепцию, формируют идею. Для этого проводят градостроительный анализ, социальные опросы, инженерные изыскания.
Дизайнеры разрабатывают дизайн-код города, чтобы в оформление прослеживалась единая мысль, идея. Она должна объединять все районы, локации, объекты инфраструктуры. Центральные улицы, площади освобождают от визуального мусору. Демонтируют лишние вывески, рекламные конструкции. Фасады зданий реставрируют, а новые строения возводят с учётом принятого стиля.
В качестве городских акцентов выбирают парки, усадьбы, другое креативное пространство. По городу расставляют арт-объекты, навигацию. Въезд украшают въездной стелой. Локации между собой связывают пешеходными и велодорожками, продумывая главные туристические маршруты. Для безопасности и комфорта жителей, гостей города устанавливают фонари, декоративное освещение. Обязательно ставят уличную мебель, урны.
Город преображается, становится уютным, привлекательным. Повышается желание местных жителей остаться, а гости из других городов будут приезжать чаще.