Концепция благоустройства городских территорий формируется на основе общественного мнения, так как его цель – удовлетворение потребностей граждан. Строительные, ландшафтные работы начинаются с социологических исследований территории в рамках градостроительного анализа. Благодаря им специалисты Mirror Group узнают пожелания людей, которые живут и работают поблизости, часто бывают в данном районе.
Типовые проекты в Москве, Московской области, а также других городах не отвечают требованиям создания комфортной и безопасной городской среды. Они охватывают только основные группы населения, не затрагивая интересы отдельных жителей. В результате вовлечённость людей в жизнь города остаётся на минимальном уровне, что не совпадает с задачами государственной программы сбалансированного регионального развития.
Работы по выявлению потребностей населения проводят в 3 этапа.
1. Подготовка, разработка программы. В зависимости от объекта благоустройства эксперты выбирают методики, инструментарий. Согласуется план действий, сроки проведения с целью получения точных результатов.
2. Сбор информации. Этот этап предполагает коммуникацию с населением, причём не только в заданной локации, а по всему городу. Широкий охват необходим для вовлечения людей с разными образом жизни. Ограничение целевой аудитории приводит к получению некорректных данных.
3. Обработка информации. Эксперты составляют сводные таблицы, визуализируют статистические данные для удобного восприятия. На этом этапе выявляют существующие проблемы, определяют способы их решений. Часто сами жители предлагают идеи для эффективной реорганизации общественного пространства.
4. Подведение итогов. Отталкиваясь от результатов анализа полученной информации, специалисты готовят список рекомендаций для разработки проекта.
Социологические исследования для формирования привлекательного образа города объединяет несколько методов с целью получения достоверных, подробных данных.
Опросы на улице легко поддаётся количественной обработке, поэтому метод рекомендован при подготовке к благоустройству локаций с высоким пешеходным трафиком.
Анкетирование проводить удобнее и быстрее, чем очные опросы, так как людям проще выбрать один ответ из предложенных. Типичные ответы составляют, ориентируясь на личностные характеристики респондентов: пол, возраст, профессию. Для инициативных граждан, желающих высказать собственное мнение, желательно оставить отдельную графу в каждом пункте.
Опросы позволяют задействовать десятки тысяч человек, при этом оставаясь бюджетным способом социологического исследования города. А поскольку участники отвечают на одинаковые вопросы, упрощается процесс обработки полученных данных.
Недостатком опросов считается низкое качество информации. Часто люди отвечают не так, как думают на самом деле, поскольку не заинтересованы в беседе. А ограниченный выбор ответов способствует чрезмерному обобщению, что противоречит целям.
Интервьюирование даёт более развёрнутую информацию по сравнению с анкетированием. Метод применяют для уточнения противоречивых сведений, отслеживания невербальных реакций, получения более полной, глубокой информации.
Для социологических исследований в районе целесообразно поговорить с сотрудниками парка, музея или других учреждений на территории, местными старожилами, представителями социальных организаций. Активно привлекают геологов, археологов, экологов, краеведов. Эксперты в узких сферах расскажут о реальном положении дел, сложившихся особенностях местности, сформировавшимся мышлении или стереотипах в разных социальных группах.
Гибкость в беседе, когда интервьюер задаёт вопросы по ситуации, позволяет получить информацию, не предусмотренную составителями анкеты. Индивидуальный подход считается фундаментом функциональных решений, которые повышают качество жизни горожан.
Во время социологического исследования для застройки изучают поведение прохожих, посетителей. Специалисты определяют основные маршруты населения, рассчитывают время пребывания посетителей в конкретных функциональных зонах, изучают варианты распределения пешеходных потоков.
Результаты наблюдений учитывают при составлении схем передвижения, дорожно-тропиночной сети, расположения построек и уличной мебели. Например, парковую дорожку стоит проложить по самой короткой траектории, иначе люди начнут срезать путь, вытаптывая газон. Если центр локации пустует, нужно поставить функциональное оборудование.
Такой метод в рамках социологических исследований при строительстве и благоустройстве актуален для проверки эффективности новых решений. Например, можно установить в локации несколько скамеек разной вместительности и посмотреть, какие предпочитают посетители. Актуальны эксперименты с урнами, уличной мебелью, цветовым оформлением.
Чем дольше проводят исследования и чем шире их охват, тем подробнее получается техническое задание для архитекторов, ландшафтных дизайнеров. Поэтому на подготовку к благоустройству желательно выделить минимум 1 месяц с учётом обработки полученных данных.