В Московской области запущен план развития внутреннего туризма. Если город является культурной точкой региона, то для привлечения внимания к нему проводят масштабное благоустройство, в том числе обновляют въездные стелы.
Например, в 2019 году началась разработка пяти архитектурных комплексов для Серпухова. Целью проекта стало создание яркого, запоминающегося символа города, который был бы одновременно символом его истории, культуры, развития. Объекты создавали для стратегически важных автомобильных трасс, пересекающих границы населённого пункта.
Въездные стелы городов должны находиться на видном месте при основных подъездах к населённым пунктам, хорошо просматриваться с дороги, не создавая при этом препятствий для движения транспорта.
Схему расположения разрабатывают с учётом логики движения транспорта, взаимосвязи с другими городскими конструкциями, такими как дорожные знаки или светофоры. Крупные объекты не могут загораживать важные элементы инфраструктуры.
Поскольку в тренде практичность элементов благоустройства, у въездных знаков могут быть дополнительные функции. Например, на Симферопольском шоссе это остановка общественного транспорта, получилась удачная замена традиционному павильону.
Сложность выбора места для установки заключается в строгих территориальных границах. Выходить за кадастровые линии запрещено, но и углубляться тыл города нельзя, поэтому приходится готовить площадку прямо на границе. Иногда для этого делают насыпи, спиливают деревья.
Архитектурная композиция на границе города транслирует участникам дорожного движения его историческую суть, формирует первое впечатление о населённом пункте. Поэтому для успешного проекта благоустройства стелы на въезде учитывают 4 аспекта.
1. Историческое наследие. Город обладает уникальной хроникой событий, которое нужно отражать в концепции. Допустимо использовать элементы, символы или фигуры, наиболее характерные для него. У Серпухова оказалось сразу два составляющих уникального образа: павлин, зубр.
2. Оригинальность. Особенности территории выражают через символику, цветовую гамму. Ценится креатив, представление привычного объекта в нетрадиционной форме. Если обычно устанавливают крупные буквы, составляющие название населённого пункта, то архитекторы Mirror Group спроектировали стелы в виде фоторамки и остановки.
3. Современные тренды в дизайне. Стела должна вдохновлять, вызывать чувство гордости. Например, концепция может быть ориентирована на современный стиль, отражая технологическое развитие, динамичность города, или на традиционность и уют, подчеркивая культурный, исторический контекст. В 2024 году в тренде въездные знаки в виде арт-объектов, с которыми хочется сфотографироваться.
Архитектурные композиции на границе населённого пункта должны соответствовать назначению. Они служат ориентиром, указывая на начало территории.
Для лёгкого зрительного восприятия информация должна быть читаемой при любых погодных условиях. Важно сочетании типографики с общим стилем объекта. Цвет выбирают с учётом локальных традиций, натурального ландшафта, дизайн-кодом.
Дизайн призван вызывать положительные ассоциации и эмоции, необходимо придавать образную выразительность. Следует подчеркнуть региональную идентичность, историко-культурная ценность, в том числе через символы.
Гармоничное сочетание всех элементов – ключевой момент проекта. Стела не должна мешать окружающему ландшафту или застройке, а скорее компенсировать её.
Материалы выбирают с учётом климатических условий региона для обеспечения долгой службы конструкции без потери внешних качеств. В основном это металл или камень, бетон используют редко, так как технологии и материалы должны быть экологичными, безопасными для окружающей среды, одновременно инновационными для достижения оптимального соотношения цена-качество проекта.
Правильно подобранное сочетание цветовых решений и форм поможет создать запоминающуюся композицию, которая приятно удивит, заинтересует всех, кто едет по дороге. Это особый памятник, который будет свидетельствовать о величии города и его населении грядущим поколениям.