Центр городов Московской области характеризуется большой концентрацией объектов инфраструктуры, офисов, магазинов, развлечений. Соответственно, здесь повышен транспортный и пешеходный трафик. Чтобы предотвратить конфликт интересов, команда архитектурной компании Mirror Group разработала список правил для благоустройства.
Бесконтрольное передвижение приводит к образованию заторов на дорогах и столпотворению в пешеходных зонах. Поэтому в рамках благоустройства центра города необходимо изменить само представление людей о передвижении.
По сути, создаётся интуитивно понятный маршрут, по которому людям приятно двигаться. Банально можно разделить «встречные полосы» линией деревьев, уличной мебелью. Однако такие «разделители» не должны выглядеть, как заборы, или ассоциироваться с ними. То есть пространство важно оставить безбарьерным, чтобы пешеходы ощущали свободу действий.
При этом необходимо определять направления пешеходных и транспортных связей с общественными центрами, чтобы обеспечить комфортное передвижения без лишних обходов. Например, важно учитывать, где люди переходят дорогу, организовав на данном участке безопасный пешеходный переход. В противном случае люди начнут срезать путь, создавая аварийные ситуации.
При формировании новых пешеходных зон автовладельцы часто жалуются, что после реорганизации не хватает парковочных мест. Поэтому недостаточно перекрыть территорию, запретить проезд автомобилей. Нужно оставить парковочные «карманы» или организовать стоянку поблизости.
Многоуровневое пространство придаёт местности уникальности. Поэтому при разработке проекта целесообразно ориентироваться на природный ландшафт центра города. Это могут быть холмы, спуск к воде, водоканал, другие локации с перепадом высот.
Многие из них можно обыграть с помощью подпорных стен, арт-объектов, различных подиумов и других архитектурных решений. В таких местах получаются уютные зоны отдыха, в которых обычно наблюдается дефицит в условиях ограниченного городского пространства.
Важно разнообразить ландшафтный дизайн центра города. Для данной цели существует несколько способов.
1. Высадка деревьев. Молодые деревья сажают не только вдоль дорог или на аллеях. Они актуальны на площадях, особенно, если их основная функция – транзитная. С их помощью удаётся оживить пейзаж, создать благоприятный фон.
2. Формирование живых изгородей. Кустарники могут использоваться вместо ограждений. Такой подход благоприятно сказывается на эмоциональном фоне населения и придаёт территории более эстетичный, ухоженный облик.
3. Создание цветников. Они служат декоративными элементами, придают территории завершённый вид. Желательно располагать цветники в зонах отдыха, при этом они не должны находиться на потенциальном пути граждан. То есть нельзя с помощью цветников разделять функциональные зоны, иначе есть риск их вытаптывания.
4. Укладка газона. Хотя в центре места для него мало, вдоль основных пешеходных дорожек его стоит положить. Кроме того, он актуален в зонах отдыха.
5. Установка парклетов. Так называется часто парковочного места, переоборудованная в зону отдыха. Как правило, он представляет собой скамейку, окружённую растениями и декором. Чаще всего их ставят возле кафе или на улицах с высоким пешеходным трафиком в качестве дополнительного элемента озеленения центра города.
Чтобы разделить потоки посетителей, желательно выделить зоны в соответствии с общими функциями: для финансово-деловых, административных, торговых, культурных, развлекательных и рекреационных объектов. То есть отдельно стоит создать деловой квартал, улицу с высокой концентрацией кафе, баров и других заведений, локацию для прогулок с детьми.
В рамках благоустройства для этих целей нужно планировать павильоны для бизнеса, ориентируясь на потребности населения, их привычки, образ жизни.
Открытые пространства формируются вокруг объектов массовых посещений. Это достопримечательности, торговые ряды, городские площади. Композиционные решения базируются на их функциях и особенностях.
Некоторые объекты могут быть не слишком популярны, но внимание к ним можно привлечь искусственно, если провести реконструкцию и донести их ценность до населения.
Такой подход позволит распределить нагрузку между несколькими локациями в центре. Особенно, если большая часть посетителей до этого была сосредоточена возле одного конкретного объекта.