На Западе городские архитектурные арт-объекты считают инвестициями в имидж города. Многие из них становятся достопримечательностями, привлекая туристов из соседних населённых пунктов, а иногда из других стран. Эксперименты с оформлением общественного пространства положительно сказываются на экономике.
Чем интереснее локация, тем больше людей приходят на прогулку, назначают встречи с друзьями. В результате повышается пешеходный трафик, территория становится интересной предпринимателям, инвесторам. Рядом открываются кафе, рестораны, магазины, салоны красоты, другие коммерческие площадки.
Уличные арт-объект появляются на страницах СМИ, в интернет-блогах, тем самым расширяя туристический потенциал местности. В поисках новых впечатлений люди готовы посещать мегаполисы и малые города, привозя с собой деньги, которые в виде налогов поступят в местный бюджет.
Вы задумывались, почему традиционные скульптуры, монументы не интересуют население? Люди проходят мимо, не взглянув наверх, не прочитав мемориальную табличку.
Хотя памятники устанавливают в качестве визуального центра локации, они визуально сливаются с асфальтом, плиткой, зданиями. Они «не цепляют» взгляд, а в условиях информационной перегруженности люди нуждаются в ярких впечатлениях, в контрасте с монотонным серым городским окружением.
Вызвать интерес, взбодрить прохожих способны только яркие, оригинальные, крупные арт-объекты в парке, на площади, центральных улицах. Они должны выделяются на фоне окружающей архитектуры, но при этом нести смысловую нагрузку, став связующим звеном между архитектурой, социумом, природной средой. Удачными проектами считаются те, которые вызывают улыбку, желание сфотографироваться или становятся предметом обсуждения в СМИ, интернет-пространстве.
То есть концепция всё равно строится на исторических или функциональных особенностях с добавлением аллегории, подтекста, юмора. Творческий подход позволяет сохранить баланс между творчеством и привычной жизнью людей. Кроме того, исследования доказывают, что люди предпочитают жить в городе с собственной историей. Чрезмерная модернизация городской среды вызывает отрицательные эмоции, так что креативный диссонанс привлечёт внимание, однако не найдёт отклик в сознании населения.
Общественное пространство призвано развивать социально-культурные связи. Поэтому изготовление арт объектов должно быть основано на выполнении общественно полезных функции, способствующих коммуникации населения.
• Аттрактивность. Архитектурные композиции делают территорию эмоционально притягательной, гармонично интегрируются в окружающую среду. Они становятся яркими акцентами, формируя функциональные зоны, создавая визуальный комфорт посетителей, прохожих.
• Интегрированность. Важным требованием к архитектурным формам считается комбинация вербальной и визуальной составляющих. Например, ландшафтный арт-объект можно выполнить в виде оригинальной фотозоны, релаксационных скамеек. В качестве уличного декора для территории усадьбы может служить ротонда, декоративные колонны, арки, лабиринты.
• Идентичность. При разработке концепции учитывается уникальность территории, её историческая ценность, ключевые объекты инфраструктуры города, главных направлениях деятельности города. Обращение к истокам способствует продвижению идеологии, формированию устойчивого имиджа.
• Практичность. Композиция должна нести пользу обществу, обеспечивать взаимодействие с посетителями, прохожими. Арт-объекты в России часто выполняют в виде вместительных скамеек, игровых комплексов, качелей, подиумов. То есть люди могут не просто посмотреть на композицию, но и потрогать её, использовать по назначению.
• Интерактивность. Такие решения рассчитаны на участие зрителей. Например, можно изготовить арт-объект с подсветкой, реагирующей на движения. Интересно смотрятся проекционные решения. Нравятся людям малые архитектурные формы с функциональными элементами, которые можно передвигать, менять.
Оригинальные композиции принято ставить в локациях с высоким пешеходным трафиком. Это городские парки, главные улицы, площади. Их задача – повысить социальное настроение, уровень городского счастья.
В спальных районах, непопулярных кварталах архитектурные формы устанавливают редко. Однако в рамках комплексного благоустройства их целесообразно размещать по всей территории населённого пункта. Такой подход позволит распределить пешеходные потоки, равномерно развивая все части города.
Актуальны архитектурные арт-объекты на территориях бывших промышленных зон. Они становятся основой нового креативного пространства, привлекая молодёжь, предпринимателей, специалистов b2c-сегмента.
Достойный проект реально разработать для любой локации, не выходя за рамки бюджета. Бетонные джунгли могут превратиться в комфортное общественное пространство, в котором людям будет приятно и интересно находиться.