В 2024 году правительство России сформировало стратегическую задачу – стимулирование роста внутреннего туризма. Брендинг малых городов должен привести к увеличению потока туристов и, как следствие, развитию местной экономики. Кроме того, такой подход поможет сохранить культурное наследие регионов, создать новые рабочие места. Это амбициозный шаг для страны с богатейшим историко-культурным потенциалом, который до сих пор оставался недостаточно освещённым.

Московская область имеет уникальные черты, а также потенциал для развития. Однако его необходимо демонстрировать, выделять регион на фоне других.
Для концепции продвижения необходимо создание бренда города. Так называют процесс формирования и управления образом территории. Основная цель заключается в создании уникального имиджа места, который будет ассоциироваться с положительными характеристиками, отличительными особенностями.
Например, туристам следует показать, зачем приезжать в конкретный населённый пункт или регион, что интересного здесь можно увидеть. Предпринимателей интересует инфраструктура, возможности для развития бизнеса. Среди инвесторов формируется лояльность к региону, что является залогом долгосрочного экономического успеха.
По данным исследования государственного и муниципального управления, выделяют 3 основные причины разработки бренда.
• Желание повысить узнаваемость города – 78,6%,
• Стремление повторить позитивный опыт других городов – 35,7%.
• Осознание оттока населения – 35,7%.
Также респонденты ссылались на незаметность города для инвесторов, неудовлетворенность населения качеством жизни, рост напряженности на рынке труда и снижение доходной части бюджета.
Важно понимать потребности целевой аудитории, акцентировать внимание на тех аспектах региональной жизни, которые будут для неё наиболее привлекательны. Такой подход позволяет добиться долгосрочных результатов, создать сильную связь между географическим объектом и его перцепцией в обществе.
Для территориального брендинга в России свойственно отражать самобытность, культурное наследие каждого региона, поскольку мы живём в многонациональной стране. Также необходимо ориентироваться на природные достопримечательности, которые являются сильными сторонами для создания привлекательного облика.
У небольших городов часто достаточно ресурсов или финансовых возможностей для проведения масштабных кампаний. Однако можно использовать их уникальные черты и преимущества, чтобы создать привлекательный, узнаваемый бренд. Например, территориальный брендинг Москвы и области основан на многообразии исторических архитектурных и природных объектов. Комплексная работа ведётся в Серпухове. Фундаментом для визуализации стала история города, его официальная символика, демонстрация туристических локаций, таких как Приокско-террасный государственный заповедник.

Территориальный брендинг – комплексная задача, состоящая из нескольких этапов.
• Исследование и анализ. Эксперты Mirror Group рассматривают культуру, историю, экономику, природные ресурсы и социальный контекст. Затем проводят SWOT-анализ, чтобы определить конкурентные преимущества, зоны для улучшения.
• Разработка стратегии. Для этого определяют целевую аудиторию, составляют портрет посетителей или жителей территории. Стратегия отражает ключевые сообщения и обещания брэнда, которые будут коммуницироваться заинтересованным сторонам.
• Создание уникального образа. Выбирают название, создают логотип, слоган, другие элементы фирменного стиля. Дополнительно разрабатывают дизайн-код города для оформления территории в едином стиле, устранения информационного мусора.
• Коммуникационная кампания. Освещение нового бренда происходит через рекламу в СМИ, участие в выставках и ярмарках, организацию мероприятий на территории.
• Мониторинг эффективности. Последний этап – это оценка результативности проведённых мероприятий. Учитывают изменение количества посетители или приток инвестиций после начала кампании. Также отслеживают публичное мнение через социальные сети или опросы.
Результатом деятельности становится привлечение повышенного внимания к региону или населённому пункту, что стимулирует его развитие.