Малые города называют каркасом системы расселения в России. Среди них наукограды, энергетические, промышленные, логистические, туристические центры. К сожалению, их остаётся всё меньше. В 2022 году в стране насчитывается 794 населённых пунктов, в которых менее 50 000 жителей, а также 153 средних города с населением до 100 000 человек.
Их общая проблема в быстром оттоке населения. Людям скучно, неинтересно в родных краях, сложно найти работу, поэтому они переезжают в более крупные районные центры, мегаполисы.
Сохранить малые города России позволит благоустройство. Обновлённые общественные пространства с уникальными архитектурными объектами привлекают туристов, а вместе с ними инвесторов, предпринимателей. Так реорганизация территорий способствует социально-экономическому развитию, становлению страны в целом.
Программа помощи городам с населением до 100 000 человек запущена ещё в 2020 году. Она предполагает модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, для работ выделены 1,5 млрд рублей.
Вторая всероссийская программа «Жильё и городская среда» направлена на создание достойных условий жизни на территории всей страны. В течение 6 лет правительство будет проводить конкурсы проектов благоустройства малых городов, в которых архитектурная компания Mirror Group принимает активное участие. Причём правительство выделяет гранты на реализацию лучших решений, их общая сумма составляет 5 млрд рублей в год.
В 2017 году обновили Правила благоустройства, в рамках контроля их соблюдения используется система оценки качества городской среды с целью улучшения инфраструктуры. Конечная цель – создание открытых, востребованных населением общественных территорий, где будет запущен механизм финансового, трудового участия граждан, предпринимателей.
Небольшие населённые пункты рассматриваются особые социально-экономические единицы. Подчеркнуть их уникальность, достоинства, потенциал позволяет брендинг малых городов – формирование их имиджа для определения направления развития. Положительный образ может быть обусловлен природными, историческими, культурными, производственными особенностями. А разработка концепции основана на обещании целевой аудитории потребительских качеств. По сути, формируется привлекательное предложение.
Если на территории сохранились историческое или культурное наследие, город целесообразно превратить в туристический центр. Соответственно, упор необходимо делать на реконструкцию достопримечательность, строительство смотровых площадок, возвращение исторического облика центральным улицам, площадям. Для населённых пунктов, в которых расположены порты, транспортные узлы, важно делать упор на торговлю, логистику. Моногорода со стратегическими важными предприятиями стоит представить в патриотичном свете, как локации с достойным уровнем жизни. Таким образом получится привлечь население, установить экономические связи, развить внутренний туризм, а также решить другие задачи по укреплению государства.
Концепция брендинга малых и средних городов должна быть реализована на достойном уровне. Поэтому обустраивать важно не одну локацию, а подходить к благоустройству комплексно. Если каждый элемент инфраструктуры взаимосвязан с общей идеей, создан с заботой о населении, территория будет востребована, популярна. Местные объекты получат огласку в СМИ, привлекая государственное, частное финансирование, а также денежные потоки от туристического бизнеса.
Традиционный план действий состоит из восьми пунктов.
• Формирование доступной среды для маломобильных групп населения.
• Реконструкция фасадов центральной части городов.
• Событийное наполнение общественных пространств.
• Создание спортивных кластеров.
• Благоустройство дворовых территорий.
• Формирование торговых с целью развития бизнеса.
• Создание пешеходной инфраструктуры, обустройство велодорожек.
• Создание новых общественных пространств на неосвоенных территориях, бывших промышленных зонах.
При этом проекты благоустройства малых городов должны быть ориентированы, в первую очередь, на местных жителей. Поэтому предварительно проводится социокультурное исследование, градостроительный анализ. Развитие населённых пунктов всегда начинается со строительства детских, спортивных площадок, обустройства парков, пешеходных зон. А с приобретением эстетического облика появляются гостиницы, кемпинги, рестораны, формируется современная, комфортная инфраструктура.