Впечатление о месте складывается из едва уловимых впечатлений, из которых рождается непреодолимое ощущение – мне здесь нравится, здесь хорошо. Посетители не всегда замечают таблички или стенды с описанием места. Но они ощущают историю или традиции, потому что ловят периферийным зрением вплетённые в ландшафт символы.
Территориальный брендинг — это бессознательное узнавание, когда обычная локация, которых в стране много, превращается в уникальное место.
• Когда человек видит на павильонах знакомые паттерны, как в парке Олега Степанова в Серпухове, узоры местного промысла или старинный герб города, то ощущает связь с духом места, его прошлым и настоящим.
• Урна в форме старинного сундука, напоминающая кузницу беседка, стилизованные под старинные таблички указатели превращают прогулку в маленькое открытие.
• Натуральное дерево или повторяющие изгибы местной реки кованые элементы символизируют природный ландшафт.
• Оттиски на ограждениях или стенах отсылают к старинным постройкам или первым изделиям, которые вышли из бывшей мануфактуры.
Все эти элементы парковых малых архитектурных форм вызывают уважение к городу. Или к организации, если их разместить на коммерческой территории.
Уникальная среда запоминается, вызывает желание вернуться, рекомендовать место другим, делиться в соцсетях. Для населённых пунктов – это туристический трафик. Для отеля или ресторана – бронирования и продажи. Для делового квартала — повышение статуса и приток арендаторов. Для жилого комплекса – удачное позиционирование в премиальном сегменте. Потому что потребитель или житель кроме функциональности ищет эмоции и идентичность.
Проще всего сделать отсылку к истории через формы, силуэты. В Лобне вдоль набережной удалось обустроить 5 разных тематических локаций. Например, в игровой зоне поставили декоративные малые архитектурные формы в виде ткацкого оборудования с нитями.
Традиционные народные узоры, элементы гербов удобно воплощать в элементах ограждений, мощениях плитки, декоре фасадов киосков или других павильонов. Детали становятся визитной карточкой места, работая на его узнаваемость. Например, можно найти вдохновение в исторической вышивке региона или старой карте города. Тогда типовой узор будет присутствовать на подиумах для отдыха, фотозонах, модульных конструкциях. Подобная связь создаёт ощущение продуманности, единой концепции на всей территории. Подсознание людей будет считывать эти коды, формируя устойчивое ощущение аутентичности.
Выбранная палитра тоже создает мгновенную ассоциативную связь. Обычно используют 2-3 доминирующих цвета и 1-2 акцентных. Например, если черепицы старинных домов в центральной части города выкрашены в терракотовый, то присутствие этого цвета в малых архитектурных формах для парков, площадей и пешеходных зон зрительно «сшивает» город в единое целое. Он становится узнаваемым на фотографиях и в памяти.
Если в городе есть усадьба, нужно ориентироваться на цвета дворцовых фасадов, обычно это охристый или белый. Они хорошо сочетаются с благородным зелёным – это палитра аристократизма, искусства, уединения.
Синий и белый ассоциируются с наукой, точностью, инновациями. А темно-синий или угольно-чёрный со звёздно-белыми и серебряными акцентами подойдёт для городов, связанных с космосом. А серые, «металлические» оттенки можно разбавить сочными оранжевыми или жёлтыми акцентами для оживления среды. Некоторые цвета стали визитной карточкой конкретных населённых пунктов в Московской области благодаря известным промыслам или продуктам.
Прежде чем заказывать проект благоустройства, малые архитектурные формы, проведите историко-культурное исследование. Для генерации идей важно знать, чем известен город, какие ремесла, легенды, исторические события здесь были?
Избегайте буквальности и китча, чтобы объекты остались функциональными и эстетичным.
Думайте о масштабе и уместности. Объекты в центре города и на периферийной тропе решают разные задачи. Поэтому у них разный размер, конструктивные особенности и функционал.











