Каждый год в Московской области появляется около 200 архитектурных композиций, что связано растущим интересом общества к современному искусству, урбанистическими инновациями. Основными местами для них стали парки, общественные пространства, новые жилые массивы. Как же происходит разработка арт-объектов, которые оживляют территорию, привлекая посетителей с разными интересами?
По данным опросов Mirror Group, 85% жителей подмосковных городов положительно относятся к оформлению арт-объектов, так как они способствуют улучшению качества жизни, визуальной среды. Кроме того, они выполняют социальные и культурные функции, привлекая внимание местных жителей, туристов, СМИ.
Создающие их архитекторы стремятся привнести в жизнь города новые смыслы, идеи. Некоторые инсталляции вызывают особую гордость, поскольку становятся центром притяжения молодёжи. В результате территория развивается, становится площадкой для смелых художественных экспериментов.
В социальных сетях бурно обсуждают каждую новую скульптуру. В комментариях своё мнение оставляют многие: от энтузиастов современного искусства до сторонников классического стиля. Эти дискуссии показывают, насколько многообразны, глубоки взгляды на роль искусства в обществе.
Проектирование начинается с идеи. Архитекторы разрабатывают абстрактные или конкретные концепции, учитывая контекст, в котором будет размещаться объект: архитектурную среду, культурные особенности местности, функциональные требования.
Процесс состоит из 5 этапов.
• Исследование, то есть анализ места установки, изучение аудитории, определение целей и задач проекта.
• Разработка концепции арт-объекта, создание эскизов, концептуальных моделей. Она определяет его смысловую нагрузку, форму реализации.
• Техническое проектирование – подготовка чертежей, расчет материалов и конструкций.
• Согласование, в том числе утверждение проекта с заказчиком, местными властями.
• Изготовление, включая выбор материалов, производство элементов арт-объектов, монтаж.
Важно уточнить контекст проекта: что окружает место, как оно используется, какой стиль архитектуры преобладает. Это помогает найти удачное место для объекта. Чтобы инсталляция резонировала с публикой, необходимо понять аудиторию. Например, кто обычно посещает локацию, Какова их культурная и социальная принадлежность. Формулирование целей направляет процесс создания в правильное русло, а для этого нужно придать смысл элементам городского благоустройства.
Ни одни элемент городского благоустройства не может существовать сам по себе, необходимо его логичное сочетание с уже существующей средой. Поэтому одновременно с оформлением арт-объекта работают над ландшафтным дизайном.
Для придания магнетизма, акцентирования внимания в тёмное время суток разрабатывают освещение. Законченный вид придают информационные таблички, например, с названием композиции, её авторов, истории создания проекта. Красивые, уникальные решения становятся визитной карточкой города, способствуя развитию туристической инфраструктуры.
Власти Солнечногорска решили заказать арт-объекты у компании Mirror Group для проекта благоустройства набережной озера Сенеж. Здесь появилась уникальная конструкция высотой 4 метра под названием «Вертикальные лежаки».
Архитектурная мыль необычна: лежаки расположены на разных «этажах», которые соединяет лестница с видовыми площадками. Это прекрасное место для всей семьи: пока дети лазают по вертикальному лабиринту, родители могут принять солнечные ванные или полюбоваться пейзажам.
А вдохновила команду простая шведская стенка, которая уже стояла на берегу. Хотя она перестала выполнять функции спортивного объекта, посетители забирались на неё, чтобы смотреть на озеро. Серия исследований подтвердило предпочтения местных жителей к отдыху у воды. В результате разработаны чертежи вертикальных конструкций, обеспечивающих безопасность использования.