Тренд на благоустройство задан на федеральном уровне и в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» реализуется по всей стране. «Главная цель — борьба за человеческий ресурс, — говорит председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Илья Машков. — Благоустройство определенной территории — это не только организация лавочек и фонарей в парке, это и поликлиники, детские сады, жилье, системы безопасности с камерами. И это должно привести не только к тому, что местные жители останутся жить в своих городах. Итогом станет и прирост населения за счет приезжих».
Вкладывая ресурсы в развитие городов, государство повышает их ценность. И чем качественнее среда обитания для индивидуума, тем выше потенциал населения. «Требования населения к качеству жизни — это важный фактор. И для нас он является верным ориентиром, — уверен Илья Машков. — Не нужно думать, что благоустройство касается лишь отдельных памятников или парков, это множество составляющих. Как раз сейчас региональный Комитет по архитектуре и градостроительству совместно с Ассоциацией проектировщиков Московской области разрабатывает стандарты качества жилья, и мы осознаем, что они должны быть достаточно высоки». На важность формирования среды, а не отдельных объектов указывает и историк, искусствовед Наталья Леонова: «Я убеждена, что благоустройство должно быть именно комплексным. В каждом подмосковном регионе есть исторические культовые объекты — места духовного порядка, но пока многие из них словно оторваны от города, не объединены единой тематической концепцией. Например, когда-то путь паломников до Сергиево-Троицкой Лавры был насыщен инфраструктурой и полон жизни — с трактирами, постоялыми дворами, лавками и конюшнями. Сегодня, перемещаясь от одного культурного центра к другому, люди мало что видят, кроме пробок». По ее мнению, благоустройства требуют территории вокруг многих храмов и усадеб — необходимо организовать возможность посмотреть на эти объекты со всех сторон, продумать информационную навигацию. Так, например, от Ленинградского вокзала можно быстро добраться до станции Фирсановка. Однако до главной жемчужины места — усадьбы Середниково — дальше придется ехать на такси либо на местном автобусе.
Московская область в основном состоит из малых городов. Всего в регионе 53 малых города и 22 исторических поселения: два федерального и 20 — областного значения. «Это невероятно разнообразная среда, представленная уникальными городами, отличными по своей атмосфере и устройству, — говорит Илья Машков. — Зарайск с его очарованием небольшого городка, студенческий город Долгопрудный, Богородский округ с его технопарками или, например, Сергиев Посад с культурно-исторической составляющей. Органично развивая все эти города, власти области формирует многообразную среду. Поэтому сегодня регион и выигрывает конкурсы и по праву считается передовым». Московская область ежегодно становится одним из лидеров по количеству побед во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды. За время проведения конкурса уже 21 проект Московской области стал победителем, а на их реализацию было получено 1,252 млрд руб.
Начиная с 2015 года в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды», по данным профильного министерства области, в Подмосковье было благоустроено более 400 различных общественных пространств. Главный архитектор компании «Мирер групп» Роман Романяк называет основные сложности в этой работе: «Сложными для реализации мы считаем зоны с большим перепадом высот, заболоченные участки, городские территории с отсутствующей городской ливневой канализацией. Все они требуют непростых инженерных решений. Также определенные сложности создают разнокадастровые участки». В малых и средних городах это частое явление — на одном объекте благоустройства муниципалитета могут находиться частные владения и, например, участки государственных структур. «Один из примеров проблемной территории — проект благоустройства набережной Тарычевского пруда в городе Видное. Практически всю пешеходно-прогулочную зону пришлось делать в виде деревянных настилов на металлических сваях из-за ярко выраженного рельефа: береговая линия представляет собой крутой склон, — рассказывает Роман Романяк. — Кроме того, вблизи этого склона находятся многоквартирные жилые дома, и нам приходилось убеждать жителей, что наши работы не повлекут за собой сползание почвы, а для верности проводить дополнительные мероприятия по укреплению. Но для архитектора чем сложнее территория, тем интереснее с ней работать».
https://plus.rbc.ru/news/60c7bd117a8aa9a918c8aa0c