Каким станет город через несколько лет, зависит от его жителей. Ведь перед разработкой проектов благоустройства или строительства компания Mirror Group проводит социологические исследования территории. Рассказываем, как это происходит.
Чтобы результаты не получились абстрактными, рассматривают несколько аспектов городской среды.
• Транспортную инфраструктуру для выявления проблем — автомобильных заторов, недостатка общественного транспорта или велосипедных дорожек.
• Зелёные зоны для оценки доступности для горожан и экологической обстановки.
• Архитектурную среду для оценки туристического потенциала.
• Социальную инфраструктуру для определения её соответствия нуждам города.
• Безопасность для определения степени защищённости населения.
Респондентами должны выступать представители разных групп населения. Это местные жители из нескольких возрастных групп, предприниматели, туристы и эксперты, такие как урбанисты, социологи или историки.

С помощью анкетирования удаётся быстро собрать большой объём данных. Для социологического исследования района людей опрашивают на улицах города, а также публикуют опросы на онлайн-площадках. Анкеты содержат количественные и качественные вопросы, чтобы получить объективные показатели и субъективные мнения.
Например, перед благоустройством парка им. Олега Степанова в Серпухове респондентам задавали следующие вопросы.
• Как вы добираетесь до парка?
• Удобно ли вам добираться до парка на общественном транспорте?
• Как часто вы проводите время в парке?
• Как вы оцениваете состояние территории в парке?
• Для чего вы ходите в городской парк?
• Чего вам не хватает в парке?
Иногда в рамках социологического исследования для застройки проводят интервью, чтобы лучше понять особенности локации. Например, историки или сотрудники местных музеев рассказывают о главных достопримечательностях, помогая сохранить самобытность места после благоустройства или застройки. Урбанисты анализируют текущие тенденции развития городов, оценивают состояние инфраструктуры и предлагают рекомендации для её улучшения. Бизнес-сообщество может предложить идеи по развитию коммерческих зон. С представителями власти обсуждают административные ограничения и возможности благоустройства или застройки.
Фокус-группы нужны для коллективного восприятия городских проблем. Участники обсуждают сложившуюся ситуации и возможности застройки, благоустройства. Кроме основных тем в сценарии включают дополнительные вопросы.
Наблюдение за поведением горожан в их естественной городской среде позволяет создавать более комфортные и функциональные пространства. Например, если посетители проводят много времени у воды, но там нет удобных мест для отдыха, в проект нужно включить зоны для пикников, скамейки и шезлонги. А если возле площади пешеходы переходят дорогу в неположенных местах, необходимы дополнительные переходы или изменение маршрутов общественного транспорта.
Собранные во время социологического исследования образа города данные обрабатывают, рассчитывая средние значения, медианы и стандартные отклонения. Например, в Московской области большинство респондентов обычно недовольны количеством парковок, поэтому при строительстве очередного ЖК нужно проектировать вместительный подъемный паркинг.
Закономерности выявляют с помощью корреляционного анализа. Можно обнаружить связь между возрастом респондентов и их предпочтениями, сегментировать население и на основе этого предлагать решения.
Важно сопоставлять мнения групп, чтобы найти баланс. Например, жители могут требовать парковки в центре города, а эксперты предложат развитие альтернативного транспорта для снижения нагрузки на основных маршрутах.

Результаты социологического исследования в градостроении представляют в виде отчётов или презентаций, направляя их представителям власти, девелоперам и общественности.
Выявленные проблемы и пожелания респондентов включают в новые проекты. Например, выбирают районы или объекты для благоустройства, заказывают авторские МАФ, меняют дорожное покрытие и даже схему движения транспорта, разрабатывают новые пешеходные маршруты.
Таким образом, социологические исследования делают города более удобными и безопасными для каждого человека.