В 2025 году проекты благоустройства общественного пространства разрабатывают для решения проблем всего населённого пункта, или отдельных его районов, улиц. Во всём мире проводят исследования, чтобы понять, как арт-объекты в городской среде влияют на людей.

Исследования 2024 года одного из российских застройщиков показали, что 88% людей положительно относятся к присутствию городских арт-объектов. Они считают, что индустриальное искусство украшает территорию.
83% опрошенных хотят видеть рядом с домом функциональные инсталляции, 64% предпочитают топиари, а 60% - архитектурные навесы, под которыми можно спрятаться от дождя или палящего солнца.
Поэтому в жилых комплексах кроме традиционных детских и спортивных площадок создают уютные зоны отдыха, расставляя МАФ с авторским дизайном.
Когда появляются новые арт-объекты в городе, люди активно их обсуждают, делятся впечатлениями с друзьями и подписчиками в социальных сетях. Команда Mirror Group отслеживает упоминания своих проектов.
Например, после благоустройства бульвара Кузнецова в Сергиевом Посаде местные жители рассказывали друг другу о прогулках на обновлённой территории, новой игровой площадке и уличной выставке, посвящённой ВОВ. Подобные проекты формируют новое культурное пространство для общения, обмена мнениями.
Крупные инсталляции притягивают людей, словно магнит – даже туристы приезжают лично на них посмотреть. Так в Чикаго на площади Миллениум Парк скульптура британского художника Аниша Капура «Облако» буквально завирусилась в соцсетях, став новой достопримечательностью города. А в Лиссабоне путешественники любуются муралами, украшающими стены зданий. Посты с их изображением моментально собирают лайки и комментарии.

Если архитекторы действительно погружаются в проект с головой, изучают историю и традиции места, то они могут создать символ города.
Сотрудники международного бюро SWA Group проанализировали поведение людей, которые гуляют по Нью-Йорку. Оказалось, что люди чаще посещают те локации, где есть интересные инсталляции. А наши соотечественники из Петропавловска-Камчатского при составлении экскурсионных маршрутов выяснили, что туристам нравятся граффити и другие проявления индустриального искусства. Есть даже квесты для туристов, когда нужно найти все тематические скульптуры в городе.
Власти стараются разрабатывать арт-объекты для главных туристических локаций. Например, в Португалии на улицах Агуады развесили разноцветные зонтики, ставшие визитной карточкой города, привлекая тысячи туристов ежегодно. Но ценность имеют только первые проекты – аналоги в других городах странах не вызывают столько же восторга.
Исследователи Лондонского университета заметили, что арт-объекты вызывают чувство особой взаимности по отношению к конкретному месту и чувство единства, сформировавшееся в их сообществе. В том числе респонденты считали граффити и уличное искусство проявлением демократии.
В Московской области на общественном пространстве появляются редко встречаются рисунки на стенах. Зато часто устанавливают арт-объекты на историческую тему, пробуждающие любовь к своему городу и Родине: монументы, экспозиционные зоны.

Мы уже выяснили, что арт-объекты в городе увеличивают турпоток. Если внимательнее присмотреться к путешественникам, то можно заметить – они чаще останавливаются в кафе или покупают сувениры, если поблизости есть привлекательная инсталляция.
Например, Лондонская улица Brick Lane – идеальное место для ресторанов, магазинов сувенирных лавок и галерей. Чтобы получить больше эмоций, люди готовы много тратить.
В российских городах появляются музеи под открытым небом, куда приезжают гости со всей страны. Они стимулируют развитие местной экономики, ведь вокруг них тоже открываются развлекательные заведения, выставочные залы и точки продаж.