Почему одни элементы благоустройства и малые архитектурные формы выглядят скучными и неинтересными, а на другие люди едут посмотреть даже из других городов?
Просто в первом случае их поставили «для галочки», а во втором архитекторы ясно понимали, что и зачем они делают. Общество меняется, и архитектура меняется вместе с ним.
Чтобы понять суть вещей, нужно обратиться к истории. Ещё В античных городах Греции и Рима важные места обозначали особыми знаками.
Например, каменные столбы служили указателями, а в центре часто устанавливали фонтаны. Жители приходили к ним из разных районов, чтобы выпить воды, охладиться, узнать новости. Эти объекты становились частью общественной жизни, её символом.
Площади и храмы украшали скульптурами. Чем богаче город, тем больше ставили статуй, памятников. Так правители подчёркивали своё величие, влияние на экономическую и политическую жизнь общества.

В средние века люди ожидали от городских объектов пользу, поэтому МАФ стали более утилитарными.
Вместо элегантных колонн чаще ставили высокие стены. Ворота, фасады украшали гербами и барельефами, чтобы подчеркнуть могущество и независимость. В наши дни такой приём тоже используется для брендинга городов.
В XI веке появились первые городские парки. Однако предназначались они не для отдыха, а для защиты дичи от диких зверей. Крупные сады начали обустраивать позже для украшения замков феодалов. Малыми архитектурными формами благоустройства служили в основном колодцы, крытые галереи.
В XIV веке отношение власти к людям изменилось. Это было время гуманизма, когда начали ценить свободу человека, ка вместе с ней культуру и искусство. Красота проявлялась через архитектуру. На общественных территориях появились изящные фонтаны с сложными орнаментами, скульптурными группами.
Стали популярны малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне: узловатые партеры, бордюры, живые изгороди, аллеи, перголы, трельяжи. Владельцы садов стремились удивить гостей, поэтому старались разместить в нём что-нибудь необычное. Это было время топиариев и изящных статуй.
Именно от них пошли современные арт-объекты, ведь они тоже созданы, чтобы привлекать внимание.

В XVIII-XIX веках произошла промышленная революция, отложившая отпечаток на городское искусство. Теперь объекты устанавливали с какой-либо целью. Это могли быть часы в парке, павильоны для отдыха, скамейки. Мир узнал новых учёных, писателей, музыкантов, в честь которых отливали памятники.
Парки превратились в место прогулок широкой публики. А МАФ приобрели привычный для нас вид.
XX век – время стремительной урбанизации и агитации. Люди массово меняли деревни на города, нужно было создать достойные условия для прогулок и отдыха. Было много чугунных скамеек и фонарей, а также павильонов, где можно спрятаться от непогоды.
Памятники подчёркивали государственное величие, особенно на фоне огромных зданий в стиле конструктивизма. Уличная архитектура не демонстрировала изысков, она была лаконичной, простой.
Во второй половине XX века архитекторы вернулись к традициям. Гнаться за модой и ориентироваться на соседние государства перестали, вместо этого прославляли собственную историю через скульптуры, мозаику, другой декор.
В Московской области городская архитектура, с одной стороны, эволюционирует, а с другой – отдаёт дань прошлому. Элементы благоустройства становятся технологичными или хотя бы функциональными, всё зависит от бюджета города.
Например, арт-объект может служить игровым комплексом или фотозоной, как солнечная система в проекте площади В. А. Пухова в Пересвете. Поющие фонтаны с музыкальным сопровождением и красочным освещением есть почти в каждом городе. Уже распространены зоны отдыха с модулями Wi-fi или разъемами для подзарядки гаджетов.
Сейчас идёт тренд на патриотичность. Поэтому снова актуальны гербы, памятники и красивые барельефы, как в старые времена. Команда Mirror Group считает, что всё циклично, и опыт прошлого помогает создавать проекты, которые нужны людям здесь и сейчас.