Проекты благоустройства общественного пространства в Московской области разрабатывают в соответствии с дизайн-кодом городской среды. У каждого населённого пункта он свой, хотя основные требования часто очень похожи, а задачи идентичны.
Помните, как 10 лет назад улицы были буквально завешаны и заставлены рекламой? На фасадах яркие, огромные вывески, возле каждой двери стояли штендеры, над дорогами развевались растяжки? Среди визуального шума нельзя было рассмотреть красивую архитектуру. Рекреационные зоны оформляли тоже хаотично, что вызывало эмоциональный диссонанс.
С 2014 для исторического центра Москвы был разработан первый в России городской дизайн-код – набор правил и рекомендаций, регулирующих внешний вид зданий и сооружений, а также размещение рекламно-информационных конструкций. С этого момента архитекторы придерживаются единого стиля оформления общественного пространства. Они обязаны соблюдать требования к цветовой гамме объектов, материалам отделки, размерам декоративных элементов.
Опыт столицы переняли города Московской области, а затем регионы. Теперь единый визуальный облик городской среды стал важной частью территориального брендинга.

Одновременно изменить облик всего города невозможно, поэтому правила вводят постепенно для отдельных районов. Начинают с центра, где сосредоточены главные достопримечательности.
Строгий регламент позволяет интегрировать новые архитектурные решения в существующую среду, не нарушая её уникальность, историческую ценность. Например, чтобы создать дизайн-код города, определяют оптимальную высоту зданий, выбирают материалы для отделки. То есть нельзя построить стеклянный небоскрёб рядом с деревянным маленьким домом, где жил известный деятель науки или искусства.
Для новых районов устанавливают строгие правила для формирования комфортной среды, ведь иначе застройка может стать хаотичной с разнородными зданиями разных стилей.
Стандарты и рекомендации по архитектурным стилям оставляют возможность адаптации к местным традициям или истории. В рамках создания бренда города согласовывают планировку и плотность застройки, другие пространственные параметры. Упор обычно ставят на развитие зелёных зон, создание безбарьерной пешеходной среды.

Для обеспечения транспортной доступности иногда проводят реорганизацию проезжей части по единому стандарту. Например, на отдельных участках уменьшают ширину проездов вдоль фасадов зданий с организацией парковочных мест для легковых автомобилей. Районы связывают между собой велосипедные и пешеходные дорожки.
По всему городу устанавливают одинаковые или похожие фонари, светильники. Для малых архитектурных форм тоже вводят унифицированный дизайн. Игровые площадки обновляют с учётом актуальных стандартов безопасности, инклюзивности.
Вдоль основных пешеходных маршрутов для удобной навигации и повышения образовательной функции размещают информационные таблички или интерактивные панели.
Красивое, хорошо организованные районы стимулируют развитие бизнеса, поскольку повышается пешеходный трафик. Например, когда появляются новые пешеходные зоны, вдоль них открывается множество магазинов, ресторанов, музеев и других развлекательных заведений.
Брендинг малых городов раскрывает местные культурные особенности, что способствует продвижению локальных продуктов и услуг. Так в Туле практически каждый турист покупает пряники, в Суздали – медовуху, а в Иваново – текстиль.

Удачным примером применения дизайн-кода является Кашира, где в рамках благоустройства преобразили 7.6 га улиц. здесь выполнен внушительный список работ.
• Создали максимально непрерывную пешеходную инфраструктуру.
• Оптимизировали проезжую часть.
• Обновили зоны отдыха.
• Выбрали единый стиль малых архитектурных форм.
• Сделали удобную и понятную городскую навигацию.
• Выполнили озеленение.
• Перенесли воздушные линии передач под землю.
• Организовали уличное и декоративное освещение, в том числе архитектурную подсветку фасадов.
Таким образом, внедрение дизайна-кода города выгодно не только жителям, но и властям, ведь это эффективный инструмент для развития территории и повышения её экономической привлекательности.