Городская среда перестала быть фоном для жизни. Теперь она реагирует, удивляет и вовлекает. Симбиоз искусства и технологий компания рождает интерактивные элементы благоустройства, которые Mirror Group использует для достижения экономических и социальных целей.
Обычный арт-объект — это монолог художника. Он статичен, его смысл и форма неизменны, а зритель выступает в роли пассивного наблюдателя. Объёмные буквы, топиарий или другие парковые украшения всегда выглядят одинаково. Их облик меняет лишь вечерняя подсветка.
Интерактивная инсталляция реагирует на действия: прикосновение, движение, звук, изменение освещенности. То есть её фундаментальное отличие от традиционного памятника или скульптуры заключается в диалоге с посетителями или прохожими.
Современные арт-объекты в городской среде бывают 4 видов.
• Сенсорные реагируют на физическое взаимодействие. У них есть поворотные механизмы, рычаги или кнопки. Например, возле пруда ставят крутящиеся кресла, которые добавляют в прогулку элемент игры. Даже парковые качели можно превратить в динамичный арт-объект, если продумать для них тематический дизайн.
• Звуковые генерируют или изменяют звуковое сопровождение. Например, в Московской области на набережной реки Осётр есть локаторы, чтобы слушать звуки природы. А в канадском Монреале можно покачаться на «поющих» качелях. Каждое их колебание издает определённую музыкальную ноту, поэтому вместе люди создают общую мелодию.
• Проекционные решения с помощью проекторов превращают стены зданий, фонтаны или другие поверхности в динамичные визуальные полотна. Обычно их «накладывают» в исторических местах или устраивают мэппинг шоу.
Всё чаще в проектах благоустройства используют технологии дополненной реальности. На реальный мир накладывают цифровой слой через камеру смартфона или планшета. Разработка виртуальных арт-объектов востребована для утерянных зданий и сооружений. Например, давно разрушенных фасадов усадеб или красивых павильонов, которые остались лишь на фотографиях.
Интерактивные композиции располагают в местах с высоким пешеходным трафиком. Здесь всегда найдется кто-то, кто захочет и сможет с ними взаимодействовать. А один вовлеченный человек привлекает внимание десятков окружающих, создавая живой социальный магнит. У каждой локации свои особенности.
На привокзальной площади с транзитным трафиком люди обычно спешат или ждут знакомых, в любом случае находятся в состоянии стресса. Они не настроены на длительное взаимодействие, их внимание рассеяно. Им подойдёт краткосрочное, быстрое, понятное взаимодействие. Оптимальный вариант – кинетические скульптуры или AR-метки для навигации. Они снимают напряжение, скрашивают ожидание.
На центральных улицах и пешеходных зонах аудитория смешанная. Люди выходят на прогулки, шопинг, деловые встречи. Чаще всего у них высокая социальная активность, желание делать фото и видео, общаться. Им в городской среде нравятся арт-объекты яркие и поощряющие участие. Это интерактивные скамейки, композиции с музыкальными элементами, нестандартные фотозоны. Задача таких решений – повысить коммерческую и социальную привлекательность улицы, увеличить время пребывания, создать уникальный образ места.
На набережных стоит поддерживать расслабленную, созерцательную атмосферу. Акцент ставят на открытые виды, природу, романтический и семейный отдых. Подойдут Объекты, гармонирующие с природной средой и дополняющие её. Например, кинетические скульптуры, реагирующие на ветер. С их помощью удаётся подчеркнуть красоту локации.
В парках и других зонах отдыха посетители готовы к более длительному и глубокому взаимодействию. Актуальны образовательные, игровые и спортивные инсталляции. Проектирование таких арт-объектов ориентировано на стимулирование физической активности и обучение через игру.
Традиционные скульптуры, подиумы и статичные композиции для тихих зон подходят больше. Нецелесообразна динамика в местах с высокой транзитной проходимостью, так как спешащие люди вряд ли будут взаимодействовать с сложным объектом.
В исторических местах с богатой историей интерактивные элементы обычно не вписываются в концепцию. Интегрировать их нужно очень осторожно. Технологии не должны заслонять или искажать исторический облик объекта.











